Три тележки и повозка: культурное наследие Ставрополя-Тольятти

Новости Тольятти augustnews.ru

26 ноября 2014 года состоялось историческое событие – экспедиция по спасению фрагментов домовой деревянной архитектуры старого Ставрополя на территории современного Тольятти. Речь идет о доме купца Субботина, середины девятнадцатого века, что идет под снос.

Операция была организована Департаментом культуры мэрии г.о. Тольятти, а приняли в ней участие Тольяттинский краеведческий музей, Свято-Воскресенский мужской монастырь, Администрация Ставропольского района, Департамент горхозяйства и представители СМИ Тольятти, обеспокоенные уничтожением памятников на территории.

История с Домом Субботина началась в дореволюционном Ставрополе. Известно, что в том городе, который принято считать предшественником Тольятти, была целая улица – Купеческая. Вряд ли Никифор Субботин думал, что его родовое гнездо проживет сто пятьдесят лет, что глаза дома – окна – увидят две революции, голод Поволжья, убиенного Василия Баныкина, первых пионеров-«безбожников», раскулачивание, продразверстку, уходящих на фронт солдат Первой и Второй мировой и мирные будни горожан, сажающих сирень, арбузы, выгуливающих коней в поймах.

В 50-х дом вместе с городом родился второй раз – он вместе с другими переехал в новый, индустриальный, город. Это была эпоха нашествия активных людей, приехавших на Великие стройки коммунизма, готовых вгрызаться в нераспаханное поле, строить заводы, новые квартала, созидать то целое и незыблемое, что воплощено в красном цвете борьбы за свободу (не зря, нет). Собиратель местного фольклора, ученый Юрий Рощевский рассказывает, что после переноса города на новое место (из-за строительства Куйбышевской ГЭС им.Ленина) «признаваться, что ты из Ставрополя было как-то даже стыдно, неудобно что ли». ГЭС, ВАЗ, первые народные автомобили на улицах города, асфальт, проектировщики новых районов из Самары, Ленинграда, Москвы – все это было параллельной реальностью для продолжающего жить Дома, с «Древом жизни» на фронтоне – сердцем матери-старухи.

В советское время, в 80-х гг,  в доме разместился Отдел культуры Ставропольского района. Дом берегли, он был памятником, он был фактом, встречавших всех приезжих – активных, амбициозных, нахрапистых, вдохновленных, заблудившихся и давно нашедших себя. Он не прятался в кустах, как это случалось со ставропольчанами на пляже –  он стоял на улице Комсомольской, он знал, что значит молодость, готовая отдать жизнь за идею.

Несколько лет назад изменилось законодательство о памятниках – в городе их не стало. Монументы назвались «объектами благоустройства городской среды», а архитектурные объекты – «объектами культурного наследия регионального значения» (в ведомстве Самары). Историческая застройка Комсомольска, соц.город выведены из списка охраняемых объектов. Государственная экспертная комиссия не обнаружила историко-культурной и художественной ценности Дома Субботина. А дом стоял.

Его передали собственнику – Администрации Ставропольского района, которая выставила дом на торги. Покупатель нашелся. На месте дома планировалось возвести торговый центр, но, по слухам, ситуация временно «подвисла». Ясно стало одно – дом идет по снос. Элементы бывшего памятника решено было передать в «Музей сел Ставропольского района». Однако, у музея не оказалось ни возможностей снять фрагменты исторической домовой архитектуры позапрошлого века, ни сохранить их в комплексе. Поэтому Администрация Ставропольского района обратилась в Департамент культуры мэрии г.о. Тольятти с просьбой о помощи. Департамент организовал людей, технику, ресурсы Тольяттинского краеведческого музея, привлек экспертов – столяров Свято-Воскресенского мужского монастыря, что в Портпоселке (батюшка согласился не сразу, взял два дня на раздумье).

Ранним морозным утром 26 ноября техника, команда, вооруженная лестницами, ломами стояла перед глазницами дома. В окна светило солнце, в стекле отражались высокие деревья. Демонтаж начался снизу. Снимали наличники, фрагменты резьбы, выкорчевывали рамы с дореволюционными латуневыми ручками и щеколдами. «Хляби небесные», «подзоры» передавали из рук в руки и укладывали на холодный асфальт. Самым «упрямым» оказалось Древо жизни на фронтоне, с двумя корнями. Сердце матери не сдавалось. Пришлось выпиливать Древо с основой. Могучая техника, предоставленная Департаментом горхозяйства, для операции оказалась неприменимой – рычаг с опорой, на которой стояли столяры, не позволял сделать работу. Люди повисли на доме, на Древе, на корне – оказавшись как младенцы, на пуповине лобзиков. Операция изъятия завершена.

 

Три грузовые газели и багажник джипа – таков «улов» музея. В краеведческий музей поступили:

Фрагмент центральной части фронтона с резьбой – 1 шт.

Фрагмент украшения фронтона с орнаментальным  узором  – 1 шт.

Причелина с элементами резьбы – 1 шт. (распилена на 2 половинки)

Наличники с подвесками и деревянной резьбой –  4 шт.

Свес кровли (Подзор) с резьбой – 1 шт.

Элементы различной резьбы  на фронтоне– 7 шт.

Фрагмент карниза дома с резьбой (с Древом) – 1 шт.

Рамы со шпингалетами – 4 шт.

Фрагмент наличника – 2 шт.

Доска с номером дома – 1 шт.

Украшение на наличнике в виде вазы – 1 шт.

Рамка резная под карнизом – из 4 деталей – 1 шт.

Доски короткие с карниза (основание) – 5 шт.

Двери  двухстворчатые – 2 шт.

Косяк дверной  с полукруглым верхом– 1 шт. (из 3 элементов)

Заслонка печная – 1 шт.

Заслонка печная с рамкой – 1 шт.

Печные дверцы – 4 шт.

Снег в городе.

Любовь Черняева, зав.сектором проектной деятельности ТКМ