Тольяттинские троллейбусы из-за долгов перед энергетиками вышли в вынужденный простой

Новости Тольятти augustnews.ru

Накануне жители Тольятти наверняка обратили внимание, что после 10 часов утра с улиц всех трех районов города исчез электрический транспорт. Виной всему стала задолженность МП «Тольяттинское троллейбусное управление» перед энергоснабжающей организацией ПАО «Самараэнерго». Цена вопроса, как выяснилось, невелика — всего 6,7 млн руб. Именно такую сумму муниципальное предприятие в настоящее время должно выплатить акционерному обществу за поставленную электрическую энергию. И хотя у «Самараэнерго» есть злостные неплательщики покрупнее, чьи долги в общей сложности превышают 3 млрд руб., даже сравнительно небольшая задолженность ТТУ не уберегла тольяттинских троллейбусников от так называемых энергетических санкций.

Как рассказал руководитель МП «Тольяттинское троллейбусное управление» Евгений Растегаев, уведомление о возможном вводе режима ограничения подачи электрической энергии на сети транспортного предприятия самарские энергетики прислали в Тольятти за 10 дней до обещанных отключений. В ответ на предупреждение МП «ТТУ» направило в «Самараэнерго» гарантийные письма с обязательством начать процедуру погашения долгов в октябре. Однако переговоры сторон не достигли ожидаемого результата, и поэтому с 10 часов утра понедельника энергоснабжающая организация приступила к отключению контактной сети ТТУ от подачи электричества.

Как пояснили в «Самараэнерго», ограничений по электроснабжению могло бы и не случиться, если бы МП «ТТУ» соблюдало график погашения задолженности, составленный и подписанный сторонами в августе и рассчитанный на период до 31 октября. По словам сотрудников пресс-службы «Самараэнерго», в конце лета платежи, направленные на погашение долгов, из ТТУ в энергоснабжающую организацию действительно поступали. Но в сентябре тольяттинские троллейбусники не перевели на счета энергетиков ни рубля. По этой причине, собственно, в «Самараэнерго» и приняли решение уведомить должников о вводе ограничений на поставку электрической энергии. Собеседники также отметили: вопрос возобновления электроснабжения ТТУ может быть решен положительно в самые ближайшие дни, как только тольяттинское муниципальное предприятие возобновит перевод средств в счет погашения имеющегося долга.

Руководитель ТТУ Евгений Растегаев не стал отрицать, что в сентябре муниципальное предприятие и впрямь не имело возможности соблюдать условия августовского соглашения и, соответственно, строго следовать графику ликвидации задолженности. Произошло это из-за того, что в прошлом месяце троллейбусное управление было вынуждено гасить другие долги — перед налоговой службой и пенсионным фондом. Однако уже со дня на день средства, вероятно, снова начнут поступать в «Самараэнерго». Поэтому не исключено, что в нерабочем состоянии городские троллейбусы будут пребывать всего несколько дней. Да и то не все. Маршруты №№ 13 и 14 и сейчас следуют по Автозаводскому району без каких-либо ограничений, поскольку их контактную сеть снабжает электрической энергией ОАО «ТЭК». Этой энергосбытовой компании МП «ТТУ» также задолжало за поставку электрической энергии около 7 млн руб. Однако тольяттинский поставщик идет муниципальному предприятию навстречу и отключением электроэнергии в настоящее время не угрожает.

Таким образом, под «санкции» ОАО «Самараэнерго» с понедельника попали троллейбусные маршруты Центрального и Комсомольского районов №№ 2, 4, 7, 18, 21, 57 и 57к. Кроме того, со вчерашнего дня прекратили работу троллейбусные маршруты №№ 5, 9, 10, 11 и 15, которые курсируют по Автозаводскому району и осуществляют пассажирские перевозки в направлении АВТОВАЗа и обратно. При этом в мэрии пообещали: на время вынужденного простоя троллейбусов их пассажирскую нагрузку возьмут на себя транспортные предприятия, осуществляющие перевозки горожан автобусами. Вот только муниципальное АТП-3, например, в силу нехватки подвижного состава полностью перекрыть все маршруты ТТУ не в состоянии чисто физически. Так что надеться, вероятно, остается только на альтернативных перевозчиков. Но их водители, как известно, не слишком жалуют льготников, которые чаще всего и пользуются троллейбусами.

Пассажиры пассажирами, но что же ждет водителей, кондукторов и остальной персонал МП «ТТУ» в условиях энергетических санкций? Не грозят ли муниципальному предприятию с численностью более 700 человек сокращения штатов? Информация об этом, по крайней мере, мельком прозвучала на митинге 27 сентября, где тольяттинцы как раз и выступали против всевозможных сокращений в трудовых коллективах города. Однако в разговоре с нами Евгений Растегаев заверил, что о каких-либо сокращениях в ТТУ речи на сегодняшний день не идет. Более того, с февраля 2015 года на предприятии решили увеличить заработную плату водителей, работников энергетического хозяйства и других сотрудников, для чего каждому из них ежемесячно выплачивается премия в размере 10% от зарплаты. Сейчас, правда, ситуация несколько ухудшилась. В связи с введением ограничений на поставку электрической энергии приказом руководителя коллектив муниципального предприятия со вчерашнего дня выведен в вынужденный простой, за исключением первой смены, которая до 10 часов утра понедельника отработала все положенные рейсы. Это значит, что все сотрудники МП «ТТУ» с 5 сентября переведены на 2/3 оплаты труда с формулировкой «по вине работодателя». Продлятся эти меры до той поры, пока «Самараэнерго» не возобновит электроснабжение контактной сети и троллейбусный парк Тольятти не вернется к работе в полном объеме. Кроме того, в ТТУ разработали и направили в мэрию план мероприятий по сокращению затрат и повышению доходной части предприятия.

Мнение

Сергей Андреев, мэр г.о. Тольятти:

– Меры, которые принимались в течение 2015 года, к сожалению, показывают, что троллейбусное управление находится в очень сложном положении. Счета ТТУ арестованы по инициативе налоговой инспекции. Задолженность предприятия по налогам составляет более 12 миллионов рублей. Соответственно, предприятие не может проводить операции по счетам и расплачиваться с энергоснабжающими организациями, которым управление задолжало порядка 17 миллионов рублей. Ранее нам удавалось договариваться с энергетиками, но после ареста счетов они не видят перспектив получения денег за поставляемую электроэнергию.

Мы сейчас ищем возможности дополнительного кредитования предприятия, потому что помощь, предусмотренную в бюджете, мы опережающими темпами предприятию уже предоставили. Это порядка 80 миллионов рублей наших с вами денег. Но их не хватает. Общая задолженность ТТУ составляет уже около 100 миллионов рублей, включая около 50 миллионов рублей задолженности перед банками и юридическими лицами. Чтобы ситуацию «расшить», нужно порядка 50 миллионов рублей. Кредит, который предприятие может взять, возможно, немного «разошьет» ситуацию, но принципиально ее не изменит. Ключевой вопрос – это обновление подвижного состава. На старых троллейбусах люди просто не ездят. Вот вы сами ездите на троллейбусах? Не ездите. Поэтому нет выручки. Вот в чем проблема. Если не найти способы финансирования на обновление подвижного состава, то выделенных 50 миллионов рублей хватит на один-три месяца, после чего все повторится опять. Мы ищем пути выхода из ситуации, но я сейчас не хотел бы о них рассказывать, чтобы не перекладывать ответственность на другие структуры. Готового решения нет, но мы работаем. Если не получится, значит, не получится.

Интересно:

Руководитель МП «ТТУ» Евгений Растегаев возглавляет троллейбусное управление Тольятти с 1 января 2014 года. На тот момент задолженность предприятия перед энергетиками с учетом прошлых лет составляла 19,5 млн руб. В период с января 2014 года по август 2015 года ТТУ, по словам Растегаева, потребило электроэнергию на сумму 48 млн руб., а оплатило счета на сумму 62 млн руб., то есть производило оплату с учетом погашения задолженности.

фото: Площадь Свободы

Юлия Романенко, Евгений Халилов “Площадь Свободы”