Тольяттинские школьники и «продленка»

Новости Тольятти augustnews.ru

Нужны ли младшим школьникам группы продленного дня? Кто и сколько готов за них платить?

Вопрос о группе продленного дня совсем не так прост, как кажется. С одной стороны, не утихают споры о занятости детей в школе. Дескать, никакого личного времени у малышей нет, негоже ребятенка нагружать сверх меры. А с другой стороны, родители вчерашних детсадовцев в большинстве своем не имеют возможности встречать средь бела дня сына или дочку из школы, сидеть с ними дома и делать уроки, чтобы хоть темным вечером дети могли погулять, отдохнуть и поиграть в свои еще не надоевшие детские игры.

Несмотря на то что в начальной школе по новым стандартам образования полагается после основных уроков детей воспитывать, развивать их кругозор и общественную активность во внеурочной деятельности, необходимость в группах продленного дня (ГПД) не отпадает. В большинстве семей родители просто вынуждены оставлять детей в группах продленного дня, даже если всей душой за домашнее воспитание. Но вот только сам подход к организации продленки в последнее время сильно изменился. Например, кто должен платить за ГПД и имеет ли право школа требовать оплату за них с родителей?

На официальный запрос специалисты департамента образования ответили следующее: «Организация групп продленного дня как основной вид деятельности общеобразовательного учреждения включается в муниципальное задание. В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей». На практике это означает, что школа должна организовывать группы продленного дня, но за пребывание в них ребенка может брать плату с родителей.

Руководитель департамента образования Татьяна Терлецкая поясняет, что финансируется 6 часов ГПД в неделю, за что учитель, который непосредственно проводит время с детьми, получает всего около 900 рублей в месяц. Если в школе есть родители, которые готовы платить за дополнительные часы ГПД, то школа открывает платную продленку. Тарифы на эту платную услугу разрабатываются школой и проходят утверждение на уровне муниципалитета. К слову, у нас в Тольятти за ГПД платят всего около 500 рублей в месяц. По словам Татьяны Леонидовны, в городе только 35 школ организовали ГПД, которые проводятся как платные дополнительные услуги.

По мнению родителей, с которыми мы беседовали, продленка нужна в основном для того, чтобы ученик начальной школы смог днем выполнить домашнее задание под руководством педагога. Потому что усаживать ребенка за «домашку» поздним вечером – это чистое издевательство и не идет на пользу ни его знаниям, ни здоровью. К тому же в наше время просто страшно отпускать ребенка одного из школы домой, плохо может закончиться и бесконтрольное его пребывание дома. Но вот директора школ, по большей части, к исполнению этой части муниципального задания относятся ровно на столько, на сколько эта часть финансируется. Например, директор школы №20 Любовь Воронкова поясняет, что так называемые часы ГПД учитель отрабатывает, отводя детей после уроков на обед, а потом немного гуляя с ними во дворе школы. Также учителя организуют небольшие динамические паузы между занятиями. «Раньше, – говорит Любовь Владимировна, – дети до 12 дня учились, потом обедали, гуляли и садились делать уроки. Это было нормально. Но сейчас, когда школа обязана организовать внеурочную деятельность, заниматься выполнением домашнего задания с детьми в школе нет возможности. Дети и так уходят из школы в 15.00-15.30. Это очень большая занятость, и почему-то никто не бьет тревогу». По словам директора школы №40 Натальи Петровой, где продленка организована таким же образом, каждый год родителям младших школьников предлагается написать заявление, если им нужна более длительная ГПД за дополнительную плату. Но, например, в этом году ни одного такого заявления до директора не дошло. Меж тем платную продленку рентабельно организовывать для группы не менее чем из 20 детей.

А вот в 21-й школе другой подход к группам продленного дня, хотя эта школа находится в точно таких же условиях, как и все прочие. Здесь действует две группы длительного пребывания до 18 часов и еще пять краткосрочных. Причем все эти группы работают бесплатно! «Как же вам удается организовать ГПД бесплатно?» – спросили мы Ларису Королеву, директора школы №21. «А мы такие!» – отшутилась Лариса Владимировна, но организаторского секрета не раскрыла. А потом добавила: «Приходится выкручиваться, находить возможность. Потому что есть потребность у родителей, и мы просто не можем не заниматься группами продленного дня».

Вот такие разные подходы в рамках одного правового поля. И отвечая на запросы времени, депутат Государственной думы Екатерина Кузьмичева стала инициатором проведения круглого стола по вопросам организации ГПД. В начале ноября он состоялся в администрации Ставропольского района. Для родителей из сельских районов проблема занятости детей до конца рабочего дня не менее актуальна, чем для горожан. Екатерина Ивановна выступает за усовершенствование федерального закона об образовании, чтобы группы продленного дня были доступны для родителей, вне зависимости от их места жительства. А директор школы №49 Татьяна Подоляко и директор школы №93 Александр Родионов предложили идею объединения финансирования внеурочной деятельности и ГПД, чтобы каждая школа, исходя из потребностей родителей и учащихся, могла сама распределять расходы на эти нужды.

фото: victoriacf.ru

газета “Городские ведомости”