Тольятти: о митинге и своевременной премии

Профсоюз «Единство» провел совместно с КПРФ второй за последние полтора месяца митинг против сокращений на АВТОВАЗе. Людей пришло почти столько же (человек 500-600), а вот заявления на этот раз были жестче: от конкретных призывов к забастовке до предложения отобрать завод у французов и передать его народу.

Главный итог неутешителен: тольяттинцы вновь проявили пассивность. Вроде бы дачный сезон давно закончился, да и время выбрали вполне удачное (полдень воскресенья), однако городское сообщество в большинстве своем осталось равнодушным – как к проблемам сокращений на АВТОВАЗе, так и к поборам на капремонт, о которых также говорилось на митинге. Тех же, кто пришел, встречала звучащая из динамиков песня «Очень хочется в Советский Союз», а также люди с красными повязками и такими же флагами.

miting-14-dekabria-2014-goda-5

Перед самым началом стало известно о произошедших накануне кадровых перестановках в «Единстве». Многолетний руководитель Петр Золотарев покинул пост, уступив его своему заму Игорю Витущенко. Именно новый профкомовский лидер и открыл митинг:

– Андерссон ставит себе в заслугу то, что он освоил выпуск новых моделей на АВТОВАЗе, увеличил производительность труда. Но давайте задумаемся: руководство упорно сокращает выпуск автомобилей под брендом «Лада» в угоду моделям компании «Рено-Ниссан». Нужны ли они российскому покупателю? Нет! Завод заканчивает год с убытками. Андерссон говорит, что это из-за плохих поставщиков, умалчивая о куче непроданных автомобилей. Что касается увеличения производительности труда, то произошло оно не из-за автоматизации производства, а за счет большей нагрузки на работников. Люди вынуждены делать столько, сколько требует от них руководитель, не получая при этом надбавку к зарплате. В свое время помещики тоже экономили на покупке лошадей, заставляя своих крепостных работать больше…
Только совместные действия могут привести к победе трудового коллектива. Ведь даже премии заводчанам пообещали как бы в противовес нашим акциям протеста. Значит, боятся Андерссон и его приспешники!

miting-14-dekabria-2014-goda-4

К теме премий позже еще несколько раз возвращались, причем наиболее эмоциональной получилась речь Анны Перовой:

– Уже нет сил смотреть на то, что вытворяет наш замечательный сказочник! Что он придумал. Взял да премию дал тем, кто трудился по графику, не пропустив ни одного положенного трудового дня. А остальные как же? Получается, что, по мнению Андерссона, не нужны нам дети, которые могут заболеть (ведь больничный – это отсутствие на работе, а значит, премии не видать), не нужно отпрашиваться на свадьбы, похороны и прочие нужды. Не нужно быть донором, спасая человеческие жизни, ведь это тоже причина, по которой можно лишиться премии. Иными словами, хочет Бу Андерссон, чтобы мы не женились, детей не рожали и сами не болели. Только работали и помирали прямо на конвейере и у станков. Противно это все!

miting-14-dekabria-2014-goda-3

Люди ведь некоторые даже передрались в бригадах, мужья с женами переругались, потому что кому-то дали премию, а кому-то нет.
А у нас еще знаете что было? Помните, как Бу Андерссон пригласил всех на встречу в «Лада-Арену»? Так бригадир у нас туда поехал, отсутствовал несколько часов на рабочем месте. Когда вернулся – отработал, потом еще пыхтел – перерабатывал, а премию все равно не получил. Уж не знаю, плакать или смеяться.

Депутат городской думы, вазовец Сергей Егоров напомнил про озвученное когда-то Бу Андерссоном намерение в два раз увеличить японо-французскую контрактную сборку:

– В начале 2016 года планируют снять с производства «Приору», а в 2017-м такая же судьба может постигнуть и наш легендарный внедорожник…
Многие из нас уже остались без работы, другие готовятся к увольнению. После прошлого митинга мы надеялись на встречу с Бу Андерссоном, однако наши требования в очередной раз проигнорировали. Сегодня мы делаем последнее предупреждение: либо администрация АВТОВАЗа садится с нами за стол переговоров, либо следующим шагом будет забастовка!

Вновь пришел на митинг и наш старый знакомый, ветеран завода Юрий Целиков, причем если в прошлый раз он просто стоял и слушал, то теперь, видимо, молчать сил уже не было.

– Вы – единственные, кто защищает права вазовцев, – обратился Кузьмич к активистам «Единства». – А официальный профсоюз трусоват. Надо бы ему прогрызть дырку в кармане руководства и вылезти из него. Нельзя быть карманным профсоюзом, тем более в таких условиях! А теперь давайте я прочитаю вам эпиграмму:

На ВАЗе сказочный сюжет:
Бу сократил народу тыщи,
Но прибыли пока что нет,
А в туалетах стало чище!

Узнали мы на этом митинге и еще об одной кадровой перестановке в «Единстве». Хорошо известный тольяттинцам депутат Госдумы трех созывов Анатолий Иванов, который когда-то создал независимый профсоюз на Волжском автозаводе, вернулся в родную организацию и теперь является заместителем председателя. В отличие от других, речь его была достаточно политизирована:

– Душа болит, когда наблюдаешь за хирургическими действиями руководителей АВТОВАЗа в лице президента Бу Андерссона и его учителя Карлоса Гона, известного в мире как «убийца расходов». В данном случае расходами для них являются работники предприятия. С начала года уже более 12 тысяч человек пустили в расход! Но с ними все понятно – им нужна прибыль любой ценой. Но как понять наших руководителей государства, которые отдали вазовцев на растерзание акулам капитализма? Неужели у них душа не болит? Или не знали о людоедских особенностях этих акул? Возможность исправить ошибку еще есть. Нужно в ответ на отказ передать корабли «Мистраль» забрать у французов АВТОВАЗ. Вертолетоносцы Россия и сама построит, а такой завод – нет.
А когда руководство страны заберет автозавод, то пусть передаст его в аренду трудящимся (позже Анатолий Семенович предложил внести этот пункт в резолюцию митинга, – прим. авт.), поскольку в государственном управлении он может находиться лишь в том случае, если его возглавит лично Владимир Путин. Мы уже видели, как московские топ-менеджеры у нас тут науправляли!
Анатолий Иванов также коснулся темы капремонта, заявив, что добиться отмены этой программы вряд ли удастся, а вот снижения размеров взносов – вполне реально. Для этого нужно, чтобы в каждом доме более 50 процентов жильцов отказались платить.
– Обязательно надо побороться! – сказал он.

miting-14-dekabria-2014-goda-2

После этих слов стоявшая рядом бабулька начала причитать:

– Я за сентябрь 270 рублей им отнесла, а мне теперь долг пришел на 800 с лишним… Не пойду больше платить!

Люди на трибуне сменяли друг друга, но мы решили ненадолго отвлечься и подойти к стоявшему неподалеку Петру Золотареву и узнать, чем теперь планирует заниматься многолетний лидер «Единства».

– Прошла отчетно-перевыборная конференция, на которой было принято решение о назначении председателем Игоря Витущенко. Он – работник АВТОВАЗа, ведущий инженер по охране труда. Что касается меня, то сконцентрируюсь на создании профсоюзных организаций по всей Самарской области в рамках МПРА (межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация»).

Позже Петр Анатольевич сам вышел на сцену и обратился к присутствующим:

– Мы будем проводить сбор подписей о начале коллективного трудового спора (их необходимо около 30 тысяч), который в последующем может перерасти в забастовку. И это будет более эффективная форма, чтобы заставить их сесть за стол переговоров!

Добавим, что основными моментами резолюции митинга стали требования о прекращении сокращения работников АВТОВАЗа и повышении зарплаты.

Читайте также: в Тольятти не привыкли к массовым митингам

miting-14-dekabria-2014-goda-1

Андрей Липов, газета «Вольный город»

фото: из открытых источников