Тольятти: бывший дом купца Субботина

Новости Тольятти augustnews.ru

Далеко не все жители Тольятти знают, что красивый деревянный дом, что находится в Центральном районе, на ул. Комсомольской 97, до революции принадлежал купцу Никифору Михайловичу Субботину, известному хлеботорговцу.

Дом был построен в 1910 году. В Ставрополе (на Волге) он находился на улице Посадской 62, а в 1954 году, в связи с постройкой Жигулевской ГЭС, был перенесен из зоны затопления на новое место. В советское время в здании располагались дом политпросвещения, контора, с 1988 года – отдел культуры Ставропольского района, с 1993 – библиотека и методический кабинет Ставропольского отдела культуры, в 2000-е в доме некоторое время жили цыгане.

Дом купца Субботина находился в реестре памятников культуры федерального значения, но в 2013 году на основании постановления правительства Самарской области, утратил этот статус. С тех пор здание заброшено и постепенно разрушается.

Дом скорее всего скоро снесут, поэтому я решил заснять его “для истории”. В сети появилась информация, что дом продан в частные руки.

Музей истории сёл Ставропольского района договаривается с хозяином, чтобы забрать часть деревянной резьбы.

Хотя здание ещё вполне можно было бы отреставрировать, тем более что оно находится рядом с центром (пять минут пешком от площади Свободы).

Считается, что автор внешнего облика дома – известный самарский архитектор Михаил Квятковский.

Из воспоминаний ставропольчанки Татьяны Мистюк:
“С раннего детства я помню большой добротный дом купца Субботина. Он был деревянный одноэтажный, но на очень высоком фундаменте. Внутри обои не скрывали широких брёвен. Дом был обнесён очень высоким забором. На дворе, гремя цепями, свирепо лаяли страшные собаки. Каменные кладовые и амбары, как стражи окружали дом. Сам купец Субботин, широкоплечий, приземистый, крепкий старик, с седой бородой-лопатой, остриженный в кружок, в кафтане и сапогах, всегда замкнутый и суровый, мог служить прототипом для пьес А. Островского. Характерна была и его жена, Александра Алексеевна, миловидная пухлая женщина, со всеми приветливая, ласковая, говорящая на “о”. У них была единственная дочь Маша. Она вышла замуж за бедного чиновника против воли родителей и поселилась с мужем в доме отца”. (“Ставрополь на Волге и его окрестности в воспоминаниях и документах”. Изд. дом “Агни”, ГМК “Наследие”, 2012).
(Текст взят из блога Олега Павлухина).

Внутри дома, кроме стен и дверей, практически ничего не сохранилось.

В доме две печи, потолки очень высокие, метра четыре.

В кирпичном пристрое настоящая свалка.

Вид со двора.

Вот так дом выглядел в Ставрополе (на Волге) в 1950 году (Фото И. Рыбакова).

Я думаю, потомки нам не простят, что мы были живыми свидетелями настоящей “ставропольской” архитектуры и ничего не сохранили.

фоторепортаж: Вадим Кондратьев