Тольятти: Безработица глазами безработных

Новости Тольятти augustnews.ru

Официальная статистика сообщает, что на тольяттинском рынке труда не так уж все и плохо – безработными признаны всего 7 с небольшим тысяч человек, что средняя зарплата по городу стабильно растет.

А о перспективе создания новых рабочих мест в ОЭЗ, ТОР или еще в каком-либо месте из трех букв власти вещают регулярно и оптимистично… «Тольяттинский Навигатор» решил подпортить официоз и без лишних восторгов выяснить, какова же сегодня реальная ситуация с безработицей.

Безработица: официальная и реальная

Итак, сначала официальные цифры. По последним данным, уровень регистрируемой безработицы в Тольятти составил 1,71%. В России – 5,4%. То есть, получается, у нас ситуация на рынке труда намного лучше, чем в среднем по стране. И это притом, что за десять лет численность работников градообразующего предприятия ОАО «АВТОВАЗ» сократилась втрое – со 120 тысяч человек до 40 тысяч. Кроме этого, за воротами оказались сотрудники многих предприятий – поставщиков АВТОВАЗа, прекратили свою деятельность местные банки, обанкрочены некоторые производственные компании. Только в этом году уже потеряли работу зарегистрированные официозом 700 человек. Большая часть сокращённых – специалисты трудоспособного возраста с хорошим опытом работы (пенсионеров, пьющих и прогульщиков сократили с предприятий ещё 10 лет назад). У каждого из сокращенных (за редким исключением) есть семья и кредит в банке. Понимая, что работу в Тольятти они не найдут, люди закрывают квартиры и едут на поиски заработка в Самару, Казань, Саратов, Санкт-Петербург и Москву.

Однако федеральные власти не считают, что сокращение персонала только на одном АВТОВАЗе на 80 тысяч (!) усугубило проблему с безработицей в Тольятти. Причиной тому и заслугой местных властей, а также министерства труда и соцзащиты называют плотную работу с высвобождающимися кадрами. Какую? Ну, например, вспомним перевод в 2008 году сокращаемых на АВТОВАЗе сотрудников в дочерние предприятия. Правда, год спустя эти предприятия перестали существовать, а судьбу их сотрудников власти уже не отслеживали – это же не АВТОВАЗ! В итоге большинство молодых бывших вазовцев самостоятельно нашли работу за пределами родного города: кто-то трудится вахтовым методом, а кто-то навсегда покинул тольяттинские пенаты.

Сегодня история повторяется, и людей с АВТОВАЗа заставляют переводиться в Индустриальный парк. Чувствуется, дальше всё пойдёт по отлаженной на заводе и в городе схеме. Другая большая часть уволенных с автозавода специалистов нанимается в такси. Однако этот вид деятельности в последнее время не приносит желаемого заработка, поскольку тольяттинцы начали стремительно нищать после того, как АВТОВАЗ, который был построен народом всего СССР, в новейшей истории российские власти продали зарубежному концерну «Рено-Ниссан».

Абсурд и оптимизация

Продать-то продали, но российское правительство не перестает при этом регулярно вкладывать в автогигант средства, по-видимому, опасаясь обострения социальной напряженности в Тольятти. Так, например, на недавнем Международном экономическом форуме, прошедшем в Санкт-Петербурге, президент АВТОВАЗа Николя Мор сообщил, что до конца года может быть уволено порядка 2000 сотрудников предприятия. На что российский министр труда и соцзащиты сообщил о разработке совместного с АВТОВАЗом «плана оптимизации» для 4-5 тысяч человек, рассчитанного на два ближайших года. Для его реализации заводу будут выделены порядка 600 млн рублей, которые пойдут на подготовку и переподготовку персонала, частичное возмещение заработной платы высвобожденным сотрудникам, а также на повышение их квалификации.

Таким образом, получается, что иностранные капиталисты сокращают наших земляков, дабы снизить издержки предприятия – читай – получить больше прибыли, а российское правительство при этом выделяет им деньги?! Такие действия наших властей, пожалуй, трудно не назвать абсурдными.

Шестьсот миллионов для пяти тысяч человек – деньги немалые. По 120 тыс. на одного сокращаемого. Получат ли в итоге сокращаемые вазовцы эти деньги?
Кстати, первоначально планировалось выделить АВТОВАЗу сумму поддержки в размере около 2 миллиардов рублей. Затем речь велась о 800 миллионах. И до сих пор министерства не могут договориться о выделении субсидии Самарской области на поддержку программы занятости сотрудников АВТОВАЗа. Минфин вообще не хочет поддерживать эту программу, в отличие от Минпромторга, Минэкономики и Минтруда.

В проекте постановления правительства Минтруд надеется сохранить положение о поддержке высвобождаемых сотрудников тольяттинского автозавода и в 2018 году. То есть надо полагать, что сокращения на АВТОВАЗе будут продолжаться и в следующем году.

При этом заметим любопытный факт: отнюдь не ухудшают официальные отчёты и такие страшные данные, как увеличение числа суицидов среди трудоспособного населения, а также отток молодежи из города, которые стали следствием «оптимизации численности персонала» на градообразующем предприятии. Ведь, как говорится, нет человека – нет и проблемы.

Цифры от лукавого?

С цифрами по безработным у нас «всё в порядке» еще и потому, что соискателя работы, год простоявшего на бирже труда, снимают с учета вне зависимости от того, подобрали специалисты Центра занятости ему работу или нет. Также гражданин лишается статуса безработного, если не отметился в назначенное время более двух раз, если три раза отказался от предложенной вакансии (даже если оплата труда на новом рабочем месте несоизмеримо ниже, чем на предыдущем месте). Зато потом власти не без гордости заявляют: «Начиная с мая 2016 года, благодаря проведению взвешенной политики занятости и действий, направленных на предотвращение роста напряженности на рынке труда, удалось добиться последовательного снижения безработицы. К концу 2016 года количество безработных граждан в городе снизилось до 8 тыс. человек».

А теперь поговорим о предлагаемых вакансиях. На середину июня в городе насчитывается всего 4037 вакансий. Численность официально зарегистрированных безработных граждан составляет 7103 человека, четверть которых уволена по сокращению штата. Делим число безработных на число вакансий, получаем уровень безработицы – 1,71%. Теперь понятно, почему с учета снимают за малейшую провинность, а руководителей предприятий под страхом уголовной ответственности заставляют подавать в ЦЗН данные обо всех незанятых рабочих местах? Да чтобы уровень безработицы не выглядел таким удручающим!

Однако вернемся к вакансиям. Рабочие места, предлагаемые центром занятости, предполагают очень низкую заработную плату. Заполучить безработному в Тольятти место за 15 тысяч в месяц – это редкая удача, большинство же вакансий – с оплатой 8–12 тысяч рублей. Если и есть где больше, то работодатель всегда найдет за что снять как минимум треть – так говорят люди не понаслышке. Штрафы особенно распространены в торговле. Потому из заявленных 18–20 тысяч начислят не больше 12 тысяч. Минус подоходный налог. Словом, живи и ни в чем себе не отказывай!

Интересно, почему же в официальных данных фигурирует средняя по городу зарплата в 28 тысяч рублей, тогда как народ называет (по данным сайтов вакансий) всего 18 тысяч? Вот и Самарастат подсчитал, что средняя зарплата жителя Самарской области по итогам I квартала 2017 года увеличилась на 6,9% относительно этого же периода прошлого года и составила 29 212 рублей. (Росстат называет среднюю зарплату по России к концу 2016 года – 36,2 тысячи рублей в месяц.) При этом статистики признают, что реальные денежные доходы населения все-таки сократились на 1,7%. То есть, по-видимому, в Самарастате считают, что у среднего жителя нашего региона кроме зарплаты существуют и другие источники доходов? Жаль, что в отчете не указываются эти самые источники…

 

Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор»

фото: italcity.ru

Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 19 (444) 18.07.17
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07