То ли швед под Петербургом, то ли турок под Москвой

Новости Тольятти augustnews.ru

Тольяттинская филармония аншлагом встретила «Федота-стрельца» в исполнении Даниила Спиваковского и ансамбля «Русская рапсодия».

Полный зал подтвердил, конечно же, любовь народа к знаменитой ироничной сказке Леонида Филатова. А еще можно говорить о пробуждении интереса к живому звучащему слову сегодня – во времена распространения малограмотных сетевых хомячков, чахнущих над мониторами. Впрочем, творческий тандем заслуженного артиста Даниила Спиваковского и ансамбля народных инструментов «Русская рапсодия» (художественный руководитель Евгений Волчков) оценили бы даже хомячки. Ведь уши-то у них есть! А музыка, как известно, – сильнейший по воздействию на публику вид искусства, особенно в исполнении виртуозов. Музыканты же «Русской рапсодии», несомненно, относятся к когорте виртуозов. Им, судя по концерту в нашей филармонии, подвластно все, начиная с «Калинки» и заканчивая классическими произведениями.

Именно благодаря музыке заслуженному артисту России Даниилу Спиваковскому и удалось расставить в прочтении сказки «Про Федота-стрельца» особые атмосферные акценты. Интересно, что актер не читал текст наизусть. Перед ним, как и перед музыкантами, стоял пюпитр, получалось, он – часть ансамбля, вместе они – единое целое. И это некий принцип. Перед концертом Даниил Иванович пояснил:

– Если убрать мой пюпитр, для меня это будет спектакль, который подразумевает совершенно другое существование. Тогда музыканты «Русской рапсодии» начнут мне подыгрывать, а в нашем выступлении мы совершенно равноправно существуем. У них есть сильные сольные куски, я отхожу на второй план.
Насколько сильны были эти сольные куски, каждый из слушателей смог оценить сам. Недаром в состав ансамбля входят уже признанные музыканты как в России, так и за ее пределами, лауреаты многих престижных профессиональных конкурсов и фестивалей. Сказка «Про Федота-стрельца» стала не просто монологом, но полноценным действом – волнующим, зрелищным, интересным и для меломанов, и для книголюбов. Овации в финале действа не смолкали долго.

Оказывается, сказка «Про Федота-стрельца» – не единственный проект в репертуаре творческого дуэта Даниила Спиваковского и «Русской рапсодии». На пресс-конференции, состоявшейся перед выступлением, Даниил Иванович рассказал, что тандем возник по инициативе московского Дома музыки. После удачного дебюта «Федота-стрельца» специалисты предложили: «Давайте вас поставим в годовой репертуар». Ответом на предложение стали новые интерпретации, артисты подготовили сказку «Конек-Горбунок» Ершова, повесть «Метель» Пушкина». В ближайших планах – «Маскарад» Лермонтова и «Мертвые души» Гоголя. Из «Мертвых душ», как признался Даниил Спиваковский, скорее всего, возьмут традиционное путешествие по помещикам.
Все перечисленные произведения для своего «многосерийного» литературно-музыкального проекта артисты выбирали сами.
На следующий год совместно с «Русской рапсодией» Даниил Спиваковский планирует прочесть зарубежную классику: «Дон Кихота» Сервантеса, «Укрощение строптивой» Шекспира. Вообще, как признался Даниил Иванович, Шекспир – один из его любимых драматургов. До сотрудничества с «Русской рапсодией» он читал «Гамлета», отрывки из «Ромео и Джульетты» в совместной программе с Государственным академическим симфоническим оркестром России (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Юровский).

Интересно, что первыми слушателями сказок и русской классики в исполнении Спиваковского становятся его собственные дети. Даниил Иванович читает тексты чадам на ночь, для него это хороший метод запоминания произведений. Как утверждает актер, несмотря на юный возраст (дочке – семь лет, сыновьям – 4,5 и 2,5 года) детям нравится слушать папу. Понимают, конечно, не все, задают вопросы, на которые он с удовольствием отвечает.
Продолжая литературную тему, я спросила про персонажей Булгакова и мистику Патриарших прудов. Как ни крути, а Спиваковский в этом районе Москвы вырос…

– Отношение к Патриаршим прудам особенное, – признался Даниил Иванович. – Это моя родина, и сейчас живу недалеко от Патриарших. Какая-то доля мистического отношения к этому месту у меня есть, по крайней мере, я знаю лавочку, на которой сидели Берлиоз и Бездомный. У меня, кстати говоря, есть хорошая идея с директором дома-музея Булгакова, который находится рядом с Патриаршими прудами. Мы записали несколько глав из романа «Мастер и Маргарита», где я играю Коровьева. В этом проекте занято много замечательных актеров, и сейчас ищем финансирование, возможно, запишем произведение полностью.

– Есть ли планы собрать воедино чтецкие программы и выпустить, например, диск?

– Идея неплохая, но потребуется специальная студийная запись. Может, отдельно придется записать оркестр. Сейчас действительно наблюдается новый всплеск интереса к слову, к чтецким программам, возможно, такой диск действительно был бы востребован.

– А написать что-нибудь не хотели бы? Пример Леонида Филатова не вдохновляет?

– На все нужно время. Были мысли и идеи написать, скажем, пьесу или киносценарий. Но это требует погружения, концентрации внимания, но времени физически нет.

– Образование психолога вам как-то в работе помогает?

– Скорее нет, ну, может, помогает как хорошая прочитанная книга или увиденный фильм. Я не считаю себя психологом, не обладаю теми знаниями, которыми обладают мои однокурсники. Я окончил, конечно, психологический факультет, но это была скорее афера.

– Вы были один ребенок в семье, а у вас детей трое. Сразу решили стать многодетным папой?

– Нет, не сразу. Но сейчас у нас культ семьи, дети держатся друг за друга, уважают фамилию. Хотя, конечно, и ссорятся, как все дети.

– Последние вопросы – про Новый год. Какой-нибудь карнавальный костюм свой помните?

– В детском возрасте, помню, был космонавтом, меня нарядили в какой-то комбинезон, в котором мне было жутко неудобно.

– Традиции какие-то особенные у вас есть?

– В моей семье традиция встречать папу 31 декабря после спектакля. 15-й год я буду играть 31 декабря. Лет 8 из этих 15 я играл еще и 1 января. В этом году у меня спектакли будут со 2 по 13 января, за эти дни намечен только один выходной. Когда нормальные люди отдыхают, артисты работают. Новый год – домашний праздник, но мне придется играть в спектаклях, и это нормально. Всех поздравляю с наступающим Новым годом, мой тост – за любовь!

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”