«Пилигрим» отметил день работников культуры и день театра премьерой по мотивам сказки Джанни Родари.

Пролежав столько месяцев на складе, электропоезд весь покрылся пылью, но Фея хорошенько протерла его тряпочкой, и голубая краска засверкала, как вода альпийского озера... Сказочники всегда доверяют такие ответственные дела феям.

«Протереть тряпочкой запылившийся поезд из прочитанной когда-то сказки? Какая простая задача», – подумали некоторые ужасно серьезные взрослые, отправляясь на премьеру «Голубой стрелы» в театр «Пилигрим» под проливным мартовским дождем. И только потом кое-кто из дядь и теть понял, что новая сказка по мотивам Джанни Родари – это хороший повод прийти на детский спектакль не ради детей. Ну или не только ради них. Чтобы рассмотреть Очень Хорошего Мальчика или Очень Интересную Девочку в себе, пожившем. В этом потом признавались гости из других взрослых театров. Не все, конечно. Некоторые так и уехали на «голубой стреле» со своими счастливыми билетиками…

Тольяттинский театр кукол «Пилигрим»: это настоящий прорыв

Шесть плюс?

А пыль со старого доброго итальянского поезда на этот раз смело и любовно стирали режиссер-постановщик спектакля Янина Дрейлих и художник-постановщик Яна Плотникова.

Возраст, который заявил театр для своих зрителей, – 6+. Янина призналась, что труппа переживала: крушение «синей стрелы», прописанное в сюжете самим сказочником, окажется слишком большим переживанием для маленьких. Но то ли современные дети привыкли к фоновым разговорам о событиях и крушениях, то ли отсутствие жертв на сцене и быстрая реставрация перевернувшегося поезда привели к тому, что маленькие зрители справились и с этим «жестким» эпизодом. И справились без слез и прогулок по залу, без дополнительных конфеток, выпрошенных у мам и бабушек во время спектакля, и даже без желания отправиться в буфет или туалет. Малышня приклеилась к креслам и не собиралась отставать от сюжета ни на минуту. Им было интересно, как живет очень хороший мальчик Франческо и где хранятся самые красивые игрушки в мире, о чем говорят памятники и что любит кукла Роза.

Дети синхронно дышали вместе с Франческо и очень внимательно смотрели на симпатичного Медвежонка, на Фелицию и Генерала, на блескучий Памятник и Фею. Так что с возрастом на афише вроде бы никакой ошибки не было.

Игра в кубики

И все же она была – эта приятная «ошибка»: красивое, легкое, стильное, живописное и в то же время очень простое, без искусственных усложнений сценографическое полотно доброй, умной сказки, написанное художником и режиссером спектакля, наверное, смог по-настоящему оценить лишь взрослый зритель. Он – взрослый – увидел парящий в ночном небе город, заметил трогательную пластику актрисы Дарьи Яворовской, которая порой брала роль прямо с… пола. И замечательные добрые глаза хорошего мальчишки Франческо на лице актрисы Ирины Шараповой.

Он – взрослый – оценил незамысловатую «игру» в кубики, которые позволяли вырастать деревьям прямо на наших глазах и открывали полицейский участок там, где жил правильный телефон для связи с самой любящей дочкой. И наверняка отметил новую коллекцию актерских костюмов, которые вместе с кукольными нарядами тоже рисовали настроение спектакля.

Настроения было много. Достаточно для того, чтобы захватить и тех, кому за шесть, и тех, кому от этих шести удалось уйти довольно далеко.

Есть в Тольятти любимые актеры: Алексей Солодянкин

Люди и куклы

Люди и куклы, отсутствие традиционной ширмы – приемы не из новых. Люди привычно выходят на помост вместе с куклами и играют историю наравне с ними, не прячась за декорации. Вот и на этот раз Янина Дрейлих предложила куклам и актерам рассказывать сказку сообща. Генерал Олега Лактионова и его Полицейский, по которому так скучала его маленькая дочка, оказались симпатичными и очень неплохими людьми.

Стройный пилот Дмитрия Герасименко вовремя выводил самолет на орбиту. А Фея Нины Свиридовой была в меру строгой, но все понимающей баронессой с большими, просто-таки волшебными коммерческими возможностями в огромном магазине игрушек. Однажды Фея, правда, попыталась совершить некую «педагогическую» бестактность, обвинив доброго мальчугана в исчезновении поезда, но тут же исправилась, реабилитировала всех фей и подарила детям хорошие, дорогие игрушки. Вопрос цены был актуален и во времена Джанни Родари!

И бескорыстие тоже. Франческо отказался от целого поезда ради своего маленького друга.

Цитата

"Люди и куклы, отсутствие традиционной ширмы – приемы не из новых. Люди привычно выходят на помост вместе с куклами и играют историю наравне с ними, не прячась за декорации".

Наша справка

Театральные художники и конструкторы на этот раз придумали замечательных, трогательных, очень живых персонажей. Классических, не слишком современных, но хорошо пристроенных к актерским рукам и к коротенькому сценарию по мотивам. По мотивам Джанни Родари, которого не так много ставят в кукольных театрах сегодня.

Поэзия итальянской сказки не исчезла. Композитор Эдуард Тишин поддержал и эту поэтическую стилистику, и эмоциональную составляющую сюжета. Музыка и свет тоже оказались хорошими попутчиками в путешествии мальчугана за «голубой стрелой».

Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru

спектакль театра кукол "Пилигрим"

фото: «Площадь Свободы»

фото: из открытых источников