Сюрприз к Новому 2017 году

Новости Тольятти augustnews.ru

Карл Маркс: «…при 100-процентной прибыли капитал попирает все человеческие законы, при 300-процентной нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы»

На сегодняшний день задолженность  предприятия, включая все соцвыплаты работникам по сокращению, приближается к 100 млн рублей. И в самом плачевном положении оказались сотрудники дочерних предприятий «АвтоВАЗагрегата» – «АвтоВАЗагрегатТранс», «ПошивАвтоВАЗагрегат» и «АвтоВАЗагрегатПласт». Если работникам головного предприятия практически погасили все долги, кроме компенсации по сокращению, то в «дочках» получили лишь малую толику того, что им должен работодатель.

Как это было

Итак, в июне прошлого года сотрудники «ПошивАвтоВАЗагрегата» ни о чем плохом и мыслить не могли. Получили аванс, ждали зарплату. Не дождавшись, ушли в июле в корпоративный отпуск, надеясь, что после него работодатель все им вернет. Ан нет. 20 августа они вышли и узнали, что их перевели на 2/3 заработной платы за неимением заказов. Об увольнении и закрытии производства тогда не было даже речи. Ждали, как им говорили, пока бывший президент ОАО «АВТОВАЗ» Андерссон и гендиректор «АвтоВАЗагрегата» Козлов договорятся о покупке предприятия. Однако этого так и не случилось, и под Новый, 2016 год их ждал сюрприз: руководство сообщило, что предприятие готовится к процедуре банкротства. А 28 декабря работодатель одарил своих сотрудников «премиями», перечислив кому тысячу рублей, кому чуть больше. С наступлением весны всех сократили. И только в мае (!) начали рассчитываться непонятными суммами. Но денежные переводы быстро иссякли, составив в среднем лишь треть от общей суммы долга.

Работники «Пошива» несколько раз встречались с губернатором, и каждый раз им было обещано, что вот-вот начнутся выплаты, но в итоге деньги получали только
«агрегатовцы», а на «дочки», видимо, не хватало. И вот на встрече с Николаем Ивановичем Меркушкиным накануне 1 мая в ДКИТ он сказал: не волнуйтесь, сотрудники дочерних предприятий тоже получат деньги. Мол, 30 млн пришло именно на «дочки». Однако «Пошиву» досталось только 7 млн рублей. Из них и были сделаны майские выплаты. Затем назывались сроки 15 августа, 1 сентября. Но больше никто не получил ни рубля…

Хроники 2016-го

Сытые обещаниями и доведенные до отчаяния  сотрудники  дочерних  предприятий «АвтоВАЗагрегата» решили напомнить о себе накануне начала учебного года и утром 29 августа перекрыли федеральную трассу М5 на пешеходном переходе ВСО-5. Ибо устали ждать, когда с ними расплатятся хозяева предприятия, когда власти начнут выполнять свои обещания.
Перекрытие трассы – это уже крайняя мера. Потому как стояние на митингах с пикетами, взывающими к совести акционеров и местных властей, дают мало толку. Видимо, потому что взывать-то и не к чему? Перекрытие трассы создало огромную пробку, но, наверное, только таким образом можно достучаться до властей в решении затянувшегося вопроса.

Движение по федеральной трассе возобновилось примерно через час, когда полиция выставила  регулировщика…

Трудоустроились не все

Более двумстам бывшим работникам «ПошивАвтоВАЗагрегата» предприятие должно деньги. А еще есть «АвтоВАЗагрегатТранс», «АвтоВАЗагрегатПласт». В общей сложности «АвтоВАЗагрегат» задолжал сотрудникам порядка 100 млн рублей. С «Пошива» многие уволились сразу же после отпуска, потому как, чтобы ждать зарплату, нужно на что-то жить. Как, например, быть женщине, одной воспитывающей ребенка?! Да и его сотрудники оказались весьма востребованными у конкурентов. Так, на предприятие даже приезжал автобус, в котором представители ООО «Фауресия» (тольяттинское представительство международной компании по производству автомобильных компонентов. Основано в 1997 году, штаб-квартира находится в городе Нантер во Франции. Является дочерней компанией PSA Peugeot Citroen) зазывали работать швеями на свое предприятие. Часть швей устроились в ООО «Глобус». Но смогли трудоустроиться далеко не все. Например, наша респондентка Наталья не смогла найти работу.

– Я с марта состою на учете в ЦЗН, но мне ничего не предлагают, кроме общественных работ, – рассказывает она. – У меня высшее образование, и я не хочу работать дворником или уборщицей. А мне в ЦЗН говорят: извините, возраст. Но я же не пенсионерка и не немощная. Мне до пенсии ой-ой сколько. А пока пойдет ее время, может, еще пяток лет накинут до пенсионного возраста…

Что тормозит выплаты

Спустя ровно месяц после перекрытия трассы М5, 29 сентября, состоялось первое заседание наблюдательного совета по вопросу погашения долгов по зарплате бывшим сотрудникам ОАО «АвтоВАЗагрегат». В нем приняли участие представители правительства области, рабочих завода, надзорных органов и силовых структур. Профильным министерствам было рекомендовано подключиться к работе по детальному анализу существующей дебиторской задолженности и поиску временных руководителей для дочерних предприятий с целью принятия дальнейших управленческих решений. Дело в том, что руководители дочерних предприятий уволились вместе с остальным персоналом и теперь попросту некому поставить подпись на документах, которые требуются, например, для того, чтобы человек считался официально  сокращенным.

Как заявила арбитражный управляющий Юлия Жаркова, сейчас на предприятии начался процесс инвентаризации имущества. Рассылаются претензии и готовятся исковые заявления в суд. Одна из основных проблем, тормозящих вопрос выплаты заработных плат работникам предприятий, – невыясненная до конца ситуация с кредиторской и дебиторской задолженностью. Что касается выплат работникам дочерних предприятий, ситуацию усложняет отсутствие у них руководителей, готовых представлять интересы высвобожденных работников в правовом поле.

Наблюдательный совет возглавляет Александр Фетисов, заместитель председателя правительства Самарской области. И по его словам, правительство сегодня подключается в том числе к работе по сохранению активов предприятия, чтобы их можно было реализовать и получить средства на выплату задолженности по зарплате и рассчитаться с кредиторами.

Вопрос на засыпку

Видимо, для рабочих «АвтоВАЗагрегата» и его «дочек» свет наконец-то забрезжил в конце тоннеля. И быть может, хотя бы к Новому году они получат все, что им должны.
Однако и город, и региональная власть должны сделать выводы из этой ситуации, которая сложилась из-за того, что хозяевами на АВТОВАЗе стали иностранцы. Они вместо обещанных западных технологий принесли нам разорение и банкротство предприятий. В результате «игры престолов» «АвтоВАЗагрегат» был лишен вазовского заказа и тысячи человек остались без работы. Заказ был передан в иностранные компании, вспомним все ту же «Фауресию», а отчеты по локализации оказались обыкновенной фикцией. Несмотря на то, что при продаже основного пакета акций АВТОВАЗа вопрос о комплектации автомобилей отечественными автозапчастями был в приоритете. Ну как тут не вспомнить
«Капитал» старины Маркса: «…при 100-процентной прибыли капитал попирает все человеческие законы, при 300-процентной нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».

Ну и напоследок вот еще о чем хочется сказать. Иностранцы нам часто пеняют за низкое качество продукции. Мол, и заказы передают зарубежным компаниям исключительно потому, чтобы повысить качество в том числе и отечественного автопрома. И вот по этому поводу вопрос на засыпку нашим руководителям и светлым головам автопрома и правительства: как вы думаете, если российскому рабочему платить европейскую зарплату и обучить его работе на высокоточном суперсовременном оборудовании, повысится ли качество его труда?..

Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор», №26 (417), 03.10.2016 г.

фото: m.prоgorоd11.ru