Сытый голодному не товарищ

Численность безработных в Тольятти преодолела критическую отметку в 10 тысяч человек.

Вакансий в службе занятости в 2 раза меньше — около 4,5 тысячи.

В конце прошлой недели Центр занятости населения г. Тольятти проинформировал: численность безработных граждан по состоянию на 1 апреля составила 10073 человека. Всего за одну неделю статус безработного получили 400 человек, из которых 162 человека были уволены по собственному желанию, 131 человек — по сокращению штатов или в связи с ликвидацией организации-работодателя, 95 человек — по соглашению сторон или по истечению срока действия трудового договора, 1 человек — за нарушение трудовой дисциплины. Еще шестеро тольяттинцев встали на биржу труда как ранее неработающие. В целом с начала 2016 года безработными признаны 4613 человек, трудоустроены 1966 человек. Таким образом, уровень безработицы в Тольятти составил 2,34%.

Специалисты приводят и другие показательные цифры: 50,1% безработных в г. Тольятти — женщины; 15,9% — молодежь в возрасте до 30 лет; 13,9% — люди предпенсионного возраста; 26,5% — уволенные по сокращению штата; 5,0% — безработные с группой инвалидности; 1,2% — выпускники профессиональных учебных заведений. Примечательно также, что 7,7% состоящих на учете в службе занятости горожан — те, кто не может найти работу более 1 года.

Работы нет…

С 1 апреля 2016 года на учет в Центр занятости населения г. Тольятти официально встали 920 человек из числа бывших работников ОАО «АвтоВАЗагрегат». Как ранее сообщала «Площадь СВОБОДЫ», в середине марта предприятие, в отношении которого ранее была введена процедура банкротства и против руководителей которого силовики возбудили четыре уголовных дела, все-таки приступило к погашению задолженности по заработной плате. Сумма долга внушительная — за девять месяцев, пока люди перебивались с хлеба на воду, набежало около 200 млн руб.

Как рассказала на днях Антонина Ларина, бывшая работница ОАО «АвтоВАЗагрегат» с 26-летним стажем, к началу апреля почти все имевшиеся перед «агрегатовцами» долги, действительно, были ликвидированы. Но речь пока идет только о головном предприятии. Работники «дочек», а их тоже сотни, по-прежнему остро ощущают на себе безденежье. Поэтому коллектив «АвтоВАЗагрегата» не останавливается, не прекращает борьбу и продолжает добиваться, чтобы и перед работниками агрегатовских «дочек» работодатели полностью погасили все долги.

«А сам завод тем временем все-таки растащили, фактически предприятия уже нет, остались стены и крыша, — говорит Антонина Ларина. — Даже трубы и тепловую трассу начинают демонтировать, растаскивают жалкие остатки. Хотя мы, конечно, надеемся и очень хотим, чтобы завод наш возродился, чтобы мы все продолжали там спокойно работать. Дело в том, что с 1 апреля 920 наших бывших работников встали на биржу труда. Но работы в Тольятти для нас нет. Это очень грустно, потому что мы хотим работать в своем городе и на своих предприятиях, но нам не дают…»

…совсем нет!

В своей беде теперь уже бывшие работники ОАО «АвтоВАЗагрегат» не одиноки. Не могут сегодня найти работу и строители, которые в 2015 году сократились или уволились из ООО «СтавропольСтройСервис». Многие из них пришли 2 апреля на митинг, где потребовали, чтобы правительство Самарской области обратило внимание на своих земляков и прежде всего им, местным компаниям, отдавало подряды на крупные объекты строительства.

«Мы еще в августе были сокращены. Сколько времени прошло — до сих пор не можем найти себе в городе работу по строительным специальностям, — рассказал бывший работник ООО «СтавропольСтройСервис» Михаил Акунин. — В центре занятости вообще никаких вакансий по строительству нет. Администрация Тольятти и губернатор отвернулись от нас, наши проблемы их не касаются. Власть должна в первую очередь обеспечивать работой своих жителей. А у нас все наоборот: мы сидим без работы, зато везде работают строители из Оренбурга, Мордовии, Татарстана, Ульяновска, Башкирии. Даже турки строят у нас три объекта! Мы пытались к ним, туркам, устроиться, но у них такие условия!12-часовой рабочий день, официального трудоустройства нет, оплата труда — 80 руб. в час. Работать невозможно! Да и те из наших, кто рискнул и попытался туда устроиться, — они давно уволены без расчета, и сейчас там работают таджики, узбеки и турки. Как ни смешно звучит, но мы в своем городе пытаемся сейчас устроиться в иногородние компании! Пока работали на прежнем месте — были устроены официально, получали белую зарплату, были стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Сейчас все это в прошлом. Как нам жить без денег, когда нечего есть, нечем платить за ЖКХ, за школу, за детский сад? Мы хотим работать в своем родном городе!»

Кто есть кто

ООО «СтавропольСтройСервис» являлось главным субподрядчиком строительной компании АО «Промышленное строительство» (ранее — ГК «Автозаводстрой»). По словам и.о. руководителя «СтавропольСтройСервиса» Сергея Гришина, еще весной 2015 года коллектив организации насчитывал около 1200 профессиональных строителей и проектировщиков, а на сегодняшний день составляет всего 150 человек. Кто-то вынужден был уволиться, кто-то — уйти по сокращению, так как с июля прошлого года, то есть уже 8 месяцев, работники компании не получают заработную плату. По информации прокуратуры Центрального района г. Тольятти, в течение 2015-2016 годов предприятие задолжало 879 сотрудникам выплату заработной платы в сумме 63929 тысяч рублей, в связи с чем в 2015 году организация дважды привлекалась к административной ответственности за нарушение трудового законодательства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. «В настоящее время ситуация на предприятии не изменилась, зарплата сотрудникам не выплачена, что стало основанием для вынесения прокурором Центрального района постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Административное дело по данному факту рассмотрено по существу, организация признана виновной и привлечена к наказанию в виде административного штрафа в размере 50 тыс. руб. в доход государства», — сообщают в надзорном ведомстве.

Лишь бы расплатились

В самом же ООО «СтавропольСтройСервис» все свои беды связывают прежде всего со строительством в качестве субподрядчика ледового дворца «Лада-Арена», за который министерство строительства Самарской области по документам «Промышленного строительства» задолжало 1,1 млрд руб. При этом неоплаченными, по словам Сергея Гришина, являются также те работы, которые «Промышленное строительство» выполнило на «Лада-Арене» вне контракта, когда в ускоренные сроки были спроектированы и выполнены работы по прокладке теплотрассы. Изначально с этой работой, говорит Гришин, не справилось АТП-5. АО «Промышленное строительство» по просьбе губернатора пришлось выполнить ее, чтобы не заморозить объект. Однако работы не были оплачены, а это без малого 120 млн руб. Сейчас в силах губернатора, полагает и.о. директора, дать указание, чтобы «Промышленному строительству» оплатили хотя бы часть долга — как раз эти 120 млн руб. за теплосети. И чтобы руководитель АО «Промышленное строительство» Игорь Кадыров, как и ранее директор «АвтоВАЗагрегата» Виктор Козлов, дал расписку и тем самым гарантировал, что деньги будут израсходованы исключительно на погашение задолженности перед работниками ООО «СтавропольСтройСервис».

На прошедшем 2 апреля митинге работники ООО «СтавропольСтройСервис» также озвучили требование, чтобы глава региона вызвал на ковер директора «Джей Ви Системз» — иностранной компании, которая заключила с «Промышленным строительством» контракт на строительство завода по производству машинокомплектов, но после введения санкций в 2015 году отказалась от финансирования, заморозила проект, расторгла договор с генеральным подрядчиком и отказалось оплачивать выполненные к тому времени работы. Сумма долга — 59,8 млн руб. И если хотя бы эта сумма будет вытребована с инвестора GM-Europa и перечислена в АО «Промышленное строительство», то и ее будет достаточно, чтобы ликвидировать задолженность перед «СтавропольСтройСервисом» полностью.

Кто кому из заказчиков, подрядчиков и субподрядчиков должен? Действительно ли долги имеют место или все дело в «бизнес-разборках»? Безработным строителям, пожалуй, это сейчас не столь важно. Первостепенная задача — добиться выплаты долгов по зарплате в размере 64 млн руб. Кроме того, люди требуют, чтобы власти региона обеспечили работников ООО «СтавропольСтройСервис» такими же гарантиями по льготам и субсидиям, как и работников ОАО «АвтоВАЗагрегат». И чтобы строители г. Тольятти были по максимуму обеспечены загрузкой, а к строительным объемам любого назначения не допускались компании из других регионов, а уж тем более — из других государств.

По данным прокуратуры Центрального района, задолженность ООО «СтавропольСтройСервис» по заработной плате перед 879 сотрудниками составляет без малого 64 млн руб.

Наша справка

Заявленная предприятиями и организациями г. Тольятти потребность в работниках по состоянию на 1 апреля без учета предложений по трудоустройству для подростков составила 4440 вакансий. Из них 53,3% — доля потребности, приходящейся на рабочие специальности. В службе занятости также информируют: из ранее занятых в городской экономике 9959 безработных граждан должности руководителей, специалистов и служащих занимали 38,8% человек, работали по рабочим профессиям 61,2% человек.

Площадь СВОБОДЫ

люди стоят с плакатами

фото: Площадь СВОБОДЫ

фото: из открытых источников