При переезде в здешние края мы лишились нашей огромной семейной библиотеки: мама попросила перевезти контейнер с вокзала какого-то случайного дядьку. Он и «перевез» - видимо, к себе. А может быть, продал: там были редкие, уникальные издания. Остались только два фолианта, которые взял почитать в дорогу мой старший брат - двухтомник Злобина «Степан Разин». Я его тоже прочитал.

В советское время любили прославлять так называемые крестьянские восстания и их предводителей: Кондрата Булавина, Ермака Тимофеевича, Емельку Пугачева, Стеньку Разина, Ивана Болотникова. Хотя это были никакие не крестьяне лапотные, а лихие казачки-разбойнички, промышлявшие по Руси Великой. Именно они, казаки, расширяли границы России, дошли до Тихого океана и даже дальше. Неуемные, лихие, бесшабашные - никому от них не было покоя.

Казаки отстояли для России весь юг, покорили Сибирь, проникли на Амур, открыли Берингов пролив за 100 лет до Беринга, добрались до островов Новой Сибири в Ледовитом океане. На покоренных землях они поселились по Дону, Тереку, Кубани, Уралу, Иртышу, Амуру, на Камчатке, повсюду сохраняя свои нравы, обычаи и своеобразное воинское устройство.
Но они же сеяли смуту, бунтовали и промышляли разбоем. Среди этих «героев» более всех полюбился народу Степан Разин. Сколько песен о нем сложено, книг написано. Первый отечественный фильм (еще немой) снят на сюжет известной песни про несчастную княжну, брошенную атаманом в волжскую волну, чтоб никому не досталась. Шукшин мечтал снять о Разине фильм и сыграть в нем главную роль. Пушкин написал три песни о Разине. Есть стихи о нем у Цветаевой, Хлебникова, Волошина и, конечно же, у Евтушенко, который в стихотворении «Идут белые снеги», перечисляя самые главные для него символы России, упоминает и Стеньку. Именем Степана Разина названо множество мест, есть проспект его имени и у нас в Тольятти.

Когда-то я предлагал фирменный праздник-игру (по типу рыцарских турниров) для нашего города, который мог бы стать яркой «заманухой» для туристов, и даже разработал сценарий под названием «Сарынь на кичку!» Вот уж мог быть размах костюмного творчества, батальных фантазий - да всего что угодно! Вазовское начальство уже склонялось к осуществлению замысла, но потом, как и все хорошее, идею переехала перестройка и все, что за ней последовало. Можно ли нечто подобное осуществить в наши времена? А почему бы и нет? Это могло бы стать очень выгодным бизнес-проектом! Тем более есть поводы: в 2015 году - 385 лет со дня рождения Степана Разина и 345 - с начала восстания под его предводительством, крупнейшего в истории допетровской России.

Конечно, с христианских позиций у меня к этому душегубу с Жигулевских гор отношение изменилось, но героизация Разина остается, а популярность его не меньше и за границей.

Как известно, Степан Разин был казаком смелым и отчаянным. За выдающиеся ум и отвагу войсковой круг наградил его почетным званием старшины. Выступить против царского правительства Степана Разина побудила жажда мщения за несправедливо казненного старшего брата Ивана. К восстанию он готовился тщательно, исколесив всю Россию, убедился, что его поддержат и казацкая голытьба, и до крайности замордованный крестьянский люд. Властный, гигантской воли и несокрушимой энергии, Разин сумел привязать всех, заставив безропотно себе повиноваться. Народ верил ему и пошел за ним.

Для задуманного плана - перевернуть весь социальный строй России на казачий лад - Разину нужны были слава и богатство. Для этого по Волге он стал грабить купеческие и царские караваны, два года громил кавказские и персидские берега, завладел несметным богатством и с отрядом в 10 тысяч двинулся гулять по Дону и Волге. Всюду народ его встречал с радостью, называл батюшкой и избавителем от злых лиходеев. Без боя сдавались ему Царицын, Камышин, Астрахань, Саратов, Самара. Бояр, купцов, приказных разинцы жестоко казнили. Два месяца они осаждали Симбирск, но в сражении с пришедшими на помощь отрядами потерпели полное поражение. Разин был ранен пулей в ногу, саблей - в голову. Казаки, прихватив атамана, бежали, бросив отчаянно сражавшихся крестьян. Оказалось, что лихой казачий строй не выдержал удара обученных дисциплинированных воинских частей, да и стратег из Разина вышел никудышный.

Разина отлучили от церкви, на Дону он не встретил поддержки. Там его схватили, заковали в цепи и отвезли в Москву вместе с младшим братом Фролом. После пыток Разина четвертовали на Красной площади. Приговор он встретил спокойно и гордо, перекрестился, поклонился народу, сказав «прости». Когда Разину рубили поочередно руки, ноги, он не издал ни стона. Отрубленную голову и рассеченное на части тело насадили на колья, внутренности бросили собакам. Фрола осудили на вечное тюремное заключение. Усмирение бунта стоило более 100 тысяч жертв. На этом закончилась и вольница донского казачества.

Так что, проходя по нашему проспекту, названному в честь Степана Разина, можно задуматься: кого славим? Смутьяна, покусившегося на государственный самодержавный строй, или народного заступника, вставшего на этот путь из желания отомстить за повешенного старшего брата?

В истории не бывает однозначных ответов, а мы за последние 25 лет только и делаем, что пытаемся все упростить до убогих оценок ради конъюнктуры, продиктованной либеральными «революционерами».

Сергей Дьячков, почетный гражданин Тольятти

Степан Разин плывет в яле

фото: portall.zp.ua

«Вольный город»

фото: из открытых источников