Статья наделала много шуму на АВТОВАЗе

Опубликованное две недели назад в «Вольном городе» интервью Юрия Целикова под заголовком «Мор закрыл дилерам ВАЗа двери в ночной клуб» наделало много шума. И неудивительно, ведь ветеран обнародовал факты и цифры, подтверждающие, что завод не просто находится в кризисе, но и зачастую сам для себя этот кризис создает.

Читайте: Мор закрыл дилерам ВАЗа двери в ночной клуб

– Тот выпуск «Вольного города» так быстро раскупили в киосках «Роспечати», что лично мне пришлось объехать несколько кварталов, прежде чем удалось найти хотя бы один экземпляр, – сказал Юрий Кузьмич, намекая на то, что ажиотаж вокруг газеты неслучаен. – Знаю, что на ВАЗе интервью перепечатывали, а электронная версия «гуляла» по заводским сетям. Конечно, не всем начальникам оно понравилось, а некоторые даже не скрывали, что публикация излишне жесткая. К таким людям я подходил и прямо спрашивал: «Вы можете сказать, где там неправда?»

Читайте: Систему закупок на ВАЗе довели до абсурда

– И как они реагировали на этот вопрос? Продолжали дискутировать?

– Опускали глаза и говорили, что в принципе информация достоверная, но уж больно жесткая. Получается, что правду нужно замалчивать, если она кому-то режет глаза и слух? Все же понимают, что ситуация на заводе труднейшая, особенно если учитывать, что убытки растут ежедневно. С нетерпением ждем финансового отчета за прошлый год (он должен быть обнародован в феврале). Говорить правду в такой момент – самое главное.
Многие наверняка читали книгу «От хорошего к великому» Джима Коллинза, который исследовал несколько сотен американских фирм. Так вот, там есть одна ключевая фраза, суть которой в том, что лидеры великих компаний должны создавать климат, в котором слышат правду и открыто смотрят фактам в лицо. Или вот такая цитата: «Самый верный способ демотивации людей – давать им пустые надежды, которые скоро рухнут под напором реальности».

Читайте: Перспективы ВАЗа — раздербанивание предприятия на отдельные блоки

– Коллинз – американец, а у нас на заводе французы…

– Ну, во-первых, капиталистические принципы везде примерно одинаковы, а во-вторых, французских высказываний на этот счет тоже достаточно. Вот, к примеру, цитата писателя и общественного деятеля Анри Барбюса: «Когда налицо явная ложь, очевидное искажение истины, надо опровергать». А Оноре де Бальзак сказал: «Правда – точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье». В общем, руководящим на ВАЗе иностранцам надо не расстраиваться по поводу жесткого интервью, а радоваться, что хоть одна газета в Тольятти может показывать истинное положение.

Читайте: Люди хотят купить наши машины, но им не дают

– Вам известно, какой была реакция на интервью президента ВАЗа Николя Мора?

– Спросите лучше об этом у самого Мора. Знаю, что он, прочитав, очень возбудился… Могу сказать также, что, несмотря на жесткое интервью, меня все-таки пригласили на конференцию дилеров.

– Что-то важное там обсуждалось?

– Удивительно, что вазовское руководство решило почти в три раза увеличить затраты на рекламу в средствах массовой информации. То есть вместо того, чтобы ломать голову над тем, как увеличить программу сборки, они хотят активно пиариться. Это настораживает, как и то, что с нового года подняли цены только на наши машины, а на французские и японские – нет. Кроме того, ветераны до сих пор ни у кого не могут добиться пояснений, почему продолжается отнесение цеховых затрат по линии «Б ноль» на нашу продукцию. И это еще не всё. Ветераны не понимают: почему за резервирование мощностей иностранные компании не платят ВАЗу деньги?

– Можете пояснить?

– Мощности завода используются в том числе и для выпуска иномарок, причем не на полную катушку. То есть часть мощностей находится в резерве, а это предусматривает определенную компенсацию. Очередная обдираловка. Возвращаясь к конференции, отмечу, что никому из дилеров не предоставили слово. По сути это был обычный инструктаж. Порадовало то, что речь вице-президента по продажам и маркетингу Яна Птачека была на русском языке. Есть надежда, что если он говорит на нем, то сможет вникнуть в суть имеющихся проблем. Кстати, было обещано реанимировать международную ассоциацию дилеров, которая сейчас находится в полумертвом состоянии. Верю, что эта организация может улучшить диалог с иностранным руководством.

– В прошлом интервью вы сказали, что после официальной части дилеров должны были повести на обед в так называемый дворянский дом Нины Носоревой. Ездили?

– Нет, не ездил. Считаю, что когда у завода такие большие убытки, кушать за его счет неприлично. Николя Мора на самой конференции не было. Дилеры потом рассказывали, что он подъехал только в дворянский дом.

– Стало известно, что АВТОВАЗ и «Рено» планируют обратиться за помощью к российскому правительству. Как думаете, это сейчас актуально?

– Поддержка АВТОВАЗа актуальна во все времена. Только вот есть большие сомнения в том, что правительство сейчас будет этим заниматься. Впрочем, один вариант господдержки возможен, но он чреват серьезными последствиями. Я говорю о банкротстве завода и смене всего руководства.

Беседовал Тимур Калинин, «Вольный город», № 5 (1133) 10.02.17

девушки конвеер автоваз перерыв общение сборка авто работницы ваз

фото: omskrielt.com

фото: из открытых источников