Советская подводная лодка Б-307: Слушать в отсеках

Новости Тольятти augustnews.ru

В минувшее воскресенье в Парковом комплексе истории техники имени К. Г. Сахарова было много народу, несмотря на жаркий день. Неудивительно: во-первых, праздник, выходной, во-вторых, множество интересных исторических экспонатов, рядом с которыми и по поводу которых можно порезвиться и взрослым, и детям. В том числе экспонат, пожалуй, самый привлекательный и самый серьезный — советская подводная лодка Б-307.

С 11 июня этот крупнейший экспонат открыт для доступа посетителей, правда, пока в тестовом режиме. По субботам и воскресеньям в день проводятся по шесть получасовых экскурсий внутри лодки. С понедельника же по пятницу еще продолжаются реставрационные работы, вносятся коррективы в экспозицию; принимаются и нередко реализуются советы и пожелания от людей, уже побывавших «в гостях у подводников».

Гостей сразу предупреждают о том, чтобы они были внимательны и готовы к неожиданностям; об этом прописано и в объявлении перед экскурсией: «Вы должны сами в зависимости от своего состояния здоровья и здоровья своего ребенка определить степень риска при посещении подводной лодки Б-307. Рекомендуем не посещать экспонат беременным женщинам, лицам, страдающим сердечно-сосудистыми, нервными заболеваниями, расстройством вестибулярного аппарата и болезнями дыхательных путей». Детей дошкольного возраста и до 14 лет без сопровождения взрослых в лодку не пускают.

Это действительно настоящий отдельный музей в большом музее. Сначала экскурсовод вводит группу в торпедный отсек, где сразу ощущается атмосфера боевого корабля: здесь моряки-подводники и работали, и отдыхали, ели и спали тут же, рядом с торпедами, на стеллажах. Тут можно услышать вступительное слово о лодке, об ее истории, в том числе и об истории появления лодки в музее. Затем начинается путь по палубам: крутые подъемы и спуски, люки, узкие коридоры и переходы; в некоторых местах приходится двигаться очень осторожно и порою очень сильно пригибаясь, рискуя постоянно обо что-то зацепиться, куда-то свалиться или обо что-то удариться. Каски, особенно для детей, совершенно не лишняя придумка организаторов проекта.

Но все это искупается впечатлениями от увиденного и услышанного. Мы проходим мимо комнат-кают капитана и моряков, которые без реальной, пока еще не вполне восстановленной обстановки, например, без постели и всякого антуража (над этим работают), выглядят сиротливо. Обстановка эта, кстати, довольно-таки спартанская: видишь, что на этих диванчиках-тюфячках можно лежать лишь скрючившись; растянуться могли, видимо, только низкорослые. Мы проходим кухню и маленькую столовую, разные кладовые, складские комнаты, технические отсеки — и при этом постоянно слушаем в этих отсеках очень интересный рассказ. Наконец, возвращаемся к торпедному отсеку, с которого начали, по нижней палубе, где передвижения сложнее всего — и поэтому, по словам ведущего экскурсию, здесь наиболее ощущается реальная «подводная» атмосфера.

Некоторые вещи, находящиеся сейчас в лодке, историчны: есть, скажем, кресло, которое участвовало в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки» (именно на нем раскачивался в фильме актер Соловейчик). А завершился рассказ о лодке вот таким интересным фактом. Среди найденных здесь реальных вещей подводников («А может, еще и не все нашли», — говорит экскурсовод Александр Курочкин) были три книги. Это карманная Библия, устав «почему-то пехоты», но зачитанный и с многочисленными пометками, и фотографическое — то есть переснятое с самиздатовского текста — издание «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова.
Вот такими были эти люди. И романтиками, и реалистами, и прагматиками, и интеллектуалами одновременно. Об этом и можно было подумать после экскурсии. О русских моряках-подводниках в День России.

Комментарий:

Александр Курочкин, менеджер по культурно-массовому досугу Паркового комплекса истории техники им. К.Г. Сахарова:

— В лодке и тесновато, и душновато, зато из всех подобных музейных объектов наша подводная лодка менее всего адаптирована, то есть перестроена под нужды посетителей. Проходы очень узкие, зато обстановка внутри практически сохранена.

Анонимный отзыв посетителя:

— Экскурсия оставила очень хорошее впечатление. Она очень познавательна, продумана. Правда, не все еще хорошо с организацией, расписанием, продажей билетов. Например, если ты попадаешь в обед, нельзя просто купить билет в кассе и гулять до окончания перерыва, потому что очередь живая — а группу пускают не более десяти человек. Вот так и «попали» мы с детьми: пришлось ждать, никуда не отходя. Но все это наладится. Спасибо организаторам экскурсии за доставленное удовольствие.

Наша справка

Б-307 — советская дизельная подводная лодка проекта 641Б «Сом». Заложена 7 марта 1980 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород). Спущена на воду 30 сентября 1980 года. В течение двадцати двух лет лодка находилась на боевом дежурстве в составе Северного флота, входя в 4-ю эскадру ДПЛ с базированием в г. Полярный. В 1985 году несла боевую службу в Средиземном море с заходом в порты Аннаба Алжирской Народной Демократической Республики и порт Тартус Сирийской Арабской Республики.

В 2002 году субмарина была подготовлена к списанию и передаче в недавно созданный технический музей ОАО «АВТОВАЗ». На понтонах с помощью двух буксиров лодка прибыла в Тольятти осенью 2003 года. Осенью 2004 года лодку вытащили на сушу, а зимой 2005 года по специально созданной дороге длиной 4,5 километра ее доставили в музей. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.

Среди своих систершипов, установленных в Москве и Гамбурге, Б-307 — единственная, доставленная с места службы целиком.

Елена Кочева, «Площадь Свободы»
ekocheva@yandex.ru

фото: Площадь Свободы