27 июля ОАО «АВТОВАЗ» должно остановить производство до середины августа по причине т.н. корпоративного отпуска. Это событие по срокам практически наложится на реализацию процедур, связанных с желанием руководства АВТОВАЗа, президентом которого является Бу Андерссон, не платить налоги на имущество. Таким образом, казна г. Тольятти может значительно снизить сбор по таким основным для нее видам налогов, как НДФЛ и земельный налог. Не говоря уже о снижении реальных доходов работников АВТОВАЗа. Получается, что для того, чтобы АВТОВАЗ и дальше работал, причем в убыток, жители Тольятти и других регионов страны должны и дальше фактически субсидировать его производство. Причем делать это не по одному разу.

Корпоративный отпуск работников АВТОВАЗа должен продлиться с 27 июля до 16 августа. В 2015 г. это событие наложится на обсуждение налоговых льгот для АВТОВАЗа. В частности, об этом, отвечая на вопросы нашего корреспондента, заявил депутат Госдумы России от Самарской обл., первый вице-президент ОOOP «СоюзМаш России» Владимир Гутенев. «Коллектив завода, наверное, вправе ожидать серьезной помощи, вплоть до определенных налоговых льгот на имущество, что находится в сфере ведения местных властей. Это необходимо для того, чтобы потенциал развития предприятия сохранялся», — считает Владимир Гутенев.

Вместе с тем налоговые льготы — это далеко не первая и не вторая помощь от государства, которую за последние годы получает ОАО «АВТОВАЗ». Достаточно напомнить о беспроцентном займе в размере 75 млрд р. со стороны Государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии». Не лишним будет отметить программу субсидирования утилизации автомобилей, во многом нацеленную именно на АВТОВАЗ. Так, на состоявшемся 25 июня очередном годовом общем собрании акционеров (ГОСА) АВТОВАЗа, член совета директоров этой компании, генеральный директор ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов заявил, что примерно треть из 414 тыс. автомобилей, проданных АВТОВАЗом по итогам 2014 г., были реализованы именно благодаря программе утилизации. Кроме того, государство субсидирует покупку автомобилей Lada в кредит и лизинг. Но и это не помогает увеличивать программу выпуска и вывести АВТОВАЗ на безубыточность.

Как заявил на том же ГОСА президент АВТОВАЗа Бу Андерссон, в 2015 г. предприятие надеется на продажу около 320 тыс. автомобилей, т.е примерно на 100 тыс. меньше, чем в 2014 г. При этом издержки на их производство вряд ли будут снижены. Тем более что уже было заявлено о 30 млрд р., которые должны быть инвестированы в старт производства новых моделей Lada — Х-Ray и Vesta. Так, если в 2014 г. выручка АВТОВАЗа хоть и выросла на 14,2 млрд р. и составила 189,3 млрд р., то зато чистый убыток также вырос - с 6,9 млрд до более чем 25,4 млрд р. Т.е. все идет к тому, что по итогам 2015 г. убыток АВТОВАЗ будет еще больше, чем уже ставшие рекордными 25,4 млрд р.

Как видно из комментариев Владимира Гутенева, а также из отчетной информации АВТОВАЗа, уже сформированы источники за счет которых, судя по всему, будут покрыты эти убытки. Гутенев, стоит напомнить, говорил о налоговых льготах. Кроме того, на ГОСА была одобрена сделка кредитования ценой 62 млрд р. между АВТОВАЗом и еще одной госкорпорацией — «Внешэкономбанк» (ВЭБ). Таким образом, нетрудно убедиться, что поддержка АВТОВАЗа вновь будет происходить только за счет бюджета и налогоплательщиков. Кроме того, если учесть, что ВЭБ занимается управлением средств пенсионных накоплений, то речь можно вести и о том, что АВТОВАЗ в данный момент существует благодаря пенсионным отчислениям граждан России.

Конкретно для Тольятти и Самарской обл., если следовать логике слов депутата Гутенева, это может означать значительное снижение собираемости в городской и региональный бюджет таких налогов, как земельный, и налога на недвижимость. Для бюджета Тольятти, который и так давно дефицитный и баланс которого поддерживается только благодаря поступлениям из вышестоящих бюджетов, это может стать серьезной проблемой. Ведь АВТОВАЗ — крупнейшее предприятие города. К тому же остановки производства АВТОВАЗа, например на тот же корпоративный отпуск, и снижение количества произведенных автомобилей ведет к снижению реальных доходов работников АВТОВАЗа. Это приведет к снижению собираемости НДФЛ, который поступает в бюджет Тольятти.

При этом, как свидетельствует опыт расходования АВТОВАЗом средств из господдержки, поступивших ранее, это не привело к выводу предприятия не безубыточность, хотя цена на автомобили Lada повышалась довольно регулярно. Скорее всего, тренд на увеличение цены продолжится и в дальнейшем. А значит, тем, кто купит новые Lada (а это в основном все те же жители Тольятти, Самарской обл. и в целом России), будет предложено еще раз заплатить за мало кому понятные траты АВТОВАЗа — например, на рекламу и ребрендинг.
Вряд ли оправдана надежда на то, что вазовские автомобили по причине их относительной дешевизны (в пересчет на доллары или евро) будут покупать за границей, например в Европе. С учетом непростой политической ситуации и нового витка санкций по отношению к российским компаниям и лицам, легко представить, что на продукцию ОАО «АВТОВАЗ» европейскими странами будут введены серьезные заградительные пошлины. Если такое произойдет, то ни о каком европейском рынке также не стоит и мечтать.

Владимир ГУТЕНЕВ, депутат Госдумы России от Самарской обл., первый вице-президент ОООР «СоюзМаш России»:

- Считаю, что в условиях жестких санкционных мер, которые привели к катастрофическому падению потребления российскими гражданами, совместные усилия государства и менеджмента завода позволили достичь достаточно неплохих результатов. И это на фоне событий, которым мы были свидетелями, когда известные мировые бренды в этих же условиях под различными благовидными предлогами покинули российский рынок.

- 25 миллиардов убытков — это много или мало?

- Надо рассматривать все в конкретных условиях. Если бы мы рассматривали, условно говоря, 2007 г. или 2012 г., то, наверное, это были бы негативные показатели. Хотя убытки могут формироваться значительными затратами на техническое перевооружение, которое впоследствии снижает издержки и повышает качество. Что касается нынешних условий, то я склонен предположить, что сформированные внешними условиями проблемы низкого спроса на потребительском рынке были преодолены коллективом АВТОВАЗа с наименьшими потерями. Уверен, что есть существенный потенциал для роста объемов сбыта. Завод, конечно, должен зарабатывать прибыль, необходимую как для развития производственной базы, так и для увеличения зарплат людей, которые стоят у конвейера, а также для выплаты дивидендов акционерам.

- Все идет к тому, что в течение 2015 г. ситуация на АВТОВАЗе будет ухудшаться. Что можно сделать, чтобы этого не произошло?

- Я думаю, что ситуация на АВТОВАЗе будет двигаться в парадигме общеэкономического фона в нашей стране, который формируется не только внутренними, но и внешними факторами. С одной стороны, санкционное давление формирует негативный тренд. С другой, то ослабление рубля, которое произошло, дает очень весомый шанс производителям комплектующих не только сохранить свою долю в создаваемых на территории России автомобилях, но и значительно увеличить. Конкурентоспособность в условиях дешевого рубля только возрастает.

Поэтому очень многое будет зависеть от экономической ситуации и от того, какая будет поддержка со стороны государства. И в этом году, и в прошлые годы она была весьма ощутимой. Это программы льготного автокредитования, утилизации автомобилей, компенсация процентных ставок по лизингу. Также выделение бюджетных 4 млн р. в числе пилотных, в т.ч. и для АВТОВАЗа, на переобучение персонала. Уверен, что такая поддержка будет продолжена.

автомобиль на конвеере Автоваза

фото: withengine.com

областной аналитический еженедельник «Хронограф», №25 (553) | 20 июля 2015г.

фото: из открытых источников