Школа Майи: продолжение следует

Новости Тольятти augustnews.ru

Директору хореографической школы имени Майи Плисецкой Надежде Горковенко присвоено звание заслуженного работника культуры Самарской области.

Новенькие часики

Никогда раньше Надежда Васильевна часов не носила. А вот с третьего марта на ее руке красуются новенькие часики. Не то чтобы поменялся взгляд на этот вечно модный аксессуар, и не то чтобы чувство времени изменило этому сверхорганизованному человеку настолько, что без этих неугомонных тикалок просто никак. На ее руке — губернаторский подарок, который Николай Меркушкин вручил ей вместе со званием заслуженного работника культуры Самарской области.

Она умеет ценить свое и чужое время. И все делает быстро, не откладывая в долгий ящик. «Никогда не кладу бумагу под сукно. Мне ее нужно сразу прочитать, оценить и сделать дело. Пока другие думают, у меня уже готов ответ», — говорит Надежда Васильевна. Вот так же быстро она однажды ответила в 1999 году на вопрос бывшего мэра Сергея Жилкина «Где бы вы хотели работать?», потому что и думать было не о чем: любовь к танцу и мечта о хореографической школе жила в ней всегда.

Завизированная мечта

Жилкин «мечту завизировал» и решение принял. Так идея об особенном образовательном учреждении в Тольятти превратилась в школу. Правда, тогда еще в очень маленьком помещении 191-го детского сада. «Я понимала, что вести просто уроки танца могут в любой школе. А я хотела создать специализированное учебное заведение, после окончания которого мои дети смогли бы поступать в хореографические училища, в вузы и потом танцевать на сценах театров страны. А это значит, что вся система должна была выстроиться по-другому, по-другому должны были складываться уроки». И она начала строить систему. Но для того чтобы привлечь в школу ребят, нужно было придумать что-то такое необыкновенное, от чего бы им хотелось учиться этому трудному, очень трудному делу. И она придумала.

Школа показала характер

Он был очень нужен ее молодой школе — этот первый балет. Пусть ребята осваивали науку танца всего второй год, пусть они еще не стояли на пальцах, пусть движения девочек и мальчиков не были совершенны. Но она вспомнила, что ее преподаватель по истории балета Людмила Андреевна Линькова как-то пообещала ей познакомить с замечательным хореографом и подругой по совместительству Ольгой Тимофеевной Арининой. Она как раз ставит детские балеты. И Горковенко поняла, что звонить своей бывшей наставнице пришло время. Она ставила только одно условие: в «Пиноккио» должны танцевать все дети. Все! Решала ли Ольга Аринина такую сложную задачку прежде, не знаю, но 78 учеников на одной сцене — это педагогический и режиссерский подвиг, который окрылил и ребят, и учителей, и Надежду Васильевну. Школа показала характер. И… начала работу над новым балетом.

Кажется, именно об этом она мечтала всегда. С того самого времени, когда жила в селе Капьяр в Астраханской области, из которого стартовали в космическую историю знаменитые на весь мир собаки Белка и Стрелка. На счастье юной Нади одна из жен военных оказалась балериной и стала вести кружок в местном Доме культуры. Потом было отделение хореографии в культпросветучилище, диплом Ленинградского института культуры и годы преподавания в вузе, а потом — и в школе искусств в Тольятти.

Третий балет школы — «Снегурочка» — с успехом прокатился по Болгарии, Франции, Китаю, ему аплодировали обе российские столицы, и главное — он жив и держит детскую труппу Горковенко в тонусе до сих пор. Как и самый первый «Пиноккио», впрочем.

Ресницы Майи

Надежда Васильевна держит в руках маленькую круглую коробочку. Это концертные ресницы Майи Плисецкой. Они еще в туши… На столике — помада, которая касалась ее губ. В сундуке — бигуди и пуанты великой балерины, ее репетиционные платья. В стеклянной витрине — молочная пена платья из балета «Айседора»…

Сегодня в школе имени Майи Плисецкой свой маленький, но очень стильный музей великой балерины, который в прошлом году открывал Андрис Лиепа. И как сама школа — единственное в мире учебное заведение, которому Майя Михайловна позволила носить ее имя, так и этот миниатюрный, очень графически выстроенный музей — уникальное явление в стране и на планете. Ну, просто нет пока еще иных музеев с именем Майя.

На плечах у Горковенко — синий шелковый шарфик с автографом Плисецкой. Один из тех, которые она подарила Надежде Васильевне и лучшим педагогам и ученикам школы.

Голубиное перышко

Она мечтает о том, чтобы город построил новое здание школы. Да, школа включена в программу капитального ремонта, но Горковенко уверена, что на это уйдет не меньше денег, чем на строительство. Сейчас в ее школе 12 классов, и это в принципе хватало бы, если бы не очень неравномерная нагрузка на эти танцевальные площади. Большинство детей приходят в хореографическую школу во вторую смену после уроков в общеобразовательной. Правда, часть классов до сих пор нуждается в ремонте, да и самой необходимой для детей площадки в этом здании нет — маленьким артистам очень нужна сцена, которая не была предусмотрена при строительстве типового детского сада на бульваре Королева, в который школа переселилась с Приморского. Ну как им без сцены? Никак!

За этот детский сад Горковенко благодарна Николаю Дмитриевичу Уткину. Когда завод стал сбрасывать со своих плеч социалку, ей предложили посмотреть этот заброшенный, разграбленный годами без хозяина садик. «Мы поднимаемся на крыльцо. И верите, прямо мне в руки падает сверху… голубиное перышко. Я подумала: все, это наш дом. Так до сих пор и храню этот птичий подарок», — улыбается Надежда Васильевна.

В большой и уютной костюмерной школы — огромная коллекция хореографических костюмов. Сегодня их уже более тысячи. Да и про балет ученикам школы есть что и где почитать. Такой библиотеке позавидует любое другое специализированное учреждение танцевальной культуры. Надежда Васильевна передала сюда книги из своей личной библиотеки о балете, которую собирала всю жизнь.

Патриоты России

«Наших детей всегда можно отличить, — убеждена Надежда Васильевна. — И по внешнему виду, и по культуре, и по уму. И еще они — настоящие патриоты России. Слышали бы вы, с каким достоинством говорили мои дети в Китае или в Болгарии: «Мы из России».

С таким же достоинством они несут марку школы имени Плисецкой и в театрах, в которых сегодня работают после окончания хореографических училищ страны. Есть ученики Горковенко и в Самарском театре оперы и балета, и в Ростовском, и в Пермском, и в Казанском. В прошлом году Николай Цискаридзе принял к себе в училище ученицу из Тольятти Анечку Филатову, а до этого Соню Орлову, которая участвовала в открытии Олимпиады в Сочи. «Это так приятно, — говорит, перечисляя имена выпускников, Надежда Васильевна. — Не зря мы вложили в наших детей весь свой опыт, всю душу». А учиться танцу ох как непросто. Попробуй-ка удержи в голове композицию из 132 упражнений и постой два часа у станка. А потом еще пойди на репетицию нового балета или концерта.

Продолжение следует

Майя Михайловна сама пригласила учеников школы на свой вечер в Большом театре, но ушла, не дожив до этого часа. И тогда Горковенко подумала: ну все, кому теперь нужна будет школа…

А 7 ноября прошлого года ей позвонил Андрис Лиепа. Он отсмотрел тот номер, с которым должны были выступить дети из школы имени Майи, и началась новая творческая и человеческая дружба. На сцене Большого ученики из Тольятти танцевали рядом с великими мастерами балета.

-В 2008 году Детская хореографическая школа им. М. М. Плисецкой вошла во Всероссийский национальный регистр «Сто лучших учебных заведений России» в раздел «Элита образования России».

-Ученики школы выступали на сценах Большого театра и Мариинского театра оперы и балета.

Наталья Харитонова, Площадь СВОБОДЫ

фото: Площадь СВОБОДЫ