Шагают в будущее победителями

Воспитанники ДДЮТ получили патент на свое изобретение.

Событие произошло впервые за всю историю существования системы дополнительного образования Тольятти! Научно-техническое творчество сегодня популярно среди школьников. Насколько успешно ребята создают «умные машины» и полезные устройства, пишут компьютерные программы, работают с 3D-принтерами, рассказали сами юные исследователи, а также их педагоги на пресс-конференции, состоявшейся на днях в ДДЮТ.

Гордость Тольятти: Виктор Татарников и Дмитрий Шарапов

Секрет стратификации

Анна Крутолапова, ученица Владимира Овчинникова, преподающего в ДДЮТ системное и прикладное программирование, стала в начале 2016 года победительницей в городском конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее». Анна разработала устройство для выращивания рассады из семян, чтобы помочь маме, увлекающейся садом и огородом. Ни для кого не секрет: рассаду вырастить не просто, так как для проращивания семян необходима особая стадия — стратификация, требующая поддержки низкой температуры, что в домашних условиях проблематично. Устройство, изготовленное Анной Крутолаповой, — это контейнер с крышкой, в который насыпается земля. В контейнере семенам обеспечиваются особые условия: влажность, температура, освещенность. Если чего-то из перечисленного растению не хватает, раздается звуковой сигнал.
Раньше подобные устройства существовали только для выращивания рассады в промышленных масштабах. При работе над проектом самым сложным, по мнению Анны, стал сбор разных данных из биологии, физики, агрономии. Для начала решено вырастить землянику, а вообще-то с помощью устройства возможно выращивать самые разные растения, в том числе деревья. Как рассказал Владимир Овчинников, педагог Анны, работа уже отобрана для участия во всероссийском конкурсе, который будет проводиться в марте в Москве на базе МГТУ имени Баумана. Так что желаем нашей землячке ни пуха ни пера!

Переворот российского масштаба

Лучше, чем у «Цептера»

Педагог Владимир Плеханов вместе со своими учениками работает по программам «Роботы и мехатроника», «3D-печать и моделирование». Владимир Михайлович подчеркнул, что проекты его воспитанников социально значимы, так как связаны с производством продуктов. Например, семиклассник школы № 26 Семен Моргунов работал над проектом «Телекоммуникационные технологии полива огородных растений». Вот как юный изобретатель прокомментировал свою идею:

— Поскольку сейчас существует проблема с качественными овощами, многие дачники предпочитают выращивать урожай сами. Мой проект предназначен в помощь огородникам, которые иногда не успевают полить растения. Или не могут лишний раз приехать на участок, так как и проезд, и бензин дорогой. Мою систему автополива можно запустить с помощью звонка по мобильному телефону.

Проект второго воспитанника Владимира Плеханова не менее интересен для овощеводов. Работа Даниила Меньшикова называется «Применение светодиодного освещения в сельском хозяйстве». Изобретатель знает, как с помощью двух светильников ускорить процесс роста и развития растений, а значит, и период созревания овощей. Кроме того, Владимир Михайлович показал патент, полученный на основе разработки фирмы «Цептер». В свое время специалисты «Цептера», как пояснил педагог, предложили устройство для длительного хранения продуктов, используя неглубокий вакуум.

Изобретатели из ДДЮТ пришли к выводу: можно использовать дополнительные эффекты, которые создадут благоприятные условия для хранения продуктов. Добавив с помощью программатора к низкому вакууму ультрафиолетовое излучение, озон воспитанники программы «Роботы и мехатроника» Александр Лавринович и Клим Киреев получили патент на свое изобретение. Теперь вместе с наставником Владимиром Плехановым собираются обратиться к специалистам фирмы «Цептер» с предложениями глубокой модернизации их устройства.

Синяя птица Алеси Лазаревой

3D-принтер в каждую школу!

Интересно, что ученик лицея № 67Александр Лавринович не в первый раз участвовал в городском конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее». Но в этом году оказался не понятым организаторами конкурса. Вместо конкретной технической разработки Александр Лавринович представил… пакет базовых методических материалов и предложил открыть в ТГУ кафедру постиндустриальной технологии, с помощью которой начать подготовку специалистов по новой профессии — оператор 3D-принтера.

Поскольку 3D-технологии распространяются сегодня повсеместно: в машиностроении, изготовлении обуви и одежды, медицине, производстве продуктов питания — совсем скоро профессия оператора 3D- принтера станет самой востребованной. Молодежи, соответственно, надо будет обучаться где-то. Почему не в ТГУ? Прежде чем выступить в ТГУ на конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее», Александр Лавринович провел колоссальную работу, в том числе разработал собственный 3D-принтер, который отличается более низкой ценой и более высокой скоростью печати по сравнению с рыночными вариантами. Не понятый на уровне города новатор собирается ехать на областную конференцию, связанную с технологиями 3D. Желаем талантливому и целеустремленному исследователю, как и его коллеге по ДДЮТ Анне Крутолаповой, ни пуха ни пера!

«3D-принтер в каждую школу!» — так называется проект, с которым педагоги ДДЮТ вышли к директорам школ и техникумов, а также руководству «Жигулевской долины». По словам Владимира Плеханова, многие директора общеобразовательных школ его поддержали. Оно и понятно: если дадим в руки молодежи технологию 3D-печати, это будет сродни той самой удочке, с помощью которой никогда не останешься голодным. Работайте, получайте патент, торгуйте интеллектуальной собственностью, как делают зарубежные страны, и всегда будете в шоколаде. В Америке уровень продажи интеллектуальной собственности соизмерим с уровнем продажи автомобилей. А нас почему-то толкают к самой низкой ступени технического развития — к отверточной сборке… Надо молодежи говорить, что они лично могут создавать интересные и прогрессивные вещи.

Интересное пожелание прозвучало под занавес пресс-конференции: нельзя человека (пусть даже очень молодого), потратившего два года труда на создание инновационного устройство, вложившего в проект свои средства, наградить обычной грамотой. В качестве поощрения нужна денежная премия как для победителей олимпиад всероссийского уровня. Пусть дети и их педагоги убедятся, что своим интеллектом и знаниями можно заработать.

Тольятти: Летняя творческая школа 2015

Цитата:

В Америке уровень продажи интеллектуальной собственности соизмерим с уровнем продажи автомобилей.

Наша справка:

Сегодня в ДДЮТ более 400 человек занимаются по 8 программам, связанным с техническим творчеством. Основной контингент технических кружков — подростки с 7 по 11 класс. Но есть и студенты.

Им нет преград

В 2013 году воспитанники образовательной программы «Роботы и мехатроника» Виталий Маслеников и Сергей Тихонов создали проект светового утюга с электронным управлением. Работа была удостоена диплома 1-й степени на городском конгрессе и диплома 2-й степени на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее», традиционно проходившем в МГТУ имени Баумана (Москва).

В 20014 году Эдгар Казиахметов создал устройство диагностики тестирования компьютерных блоков питания, изучая программу «Системное и прикладное программирование». Научная разработка была отмечена дипломом 1-й степени на городском конгрессе «Шаг в будущее» и на всероссийском форуме. Ребята получили президентский грант на всероссийском конкурсе проектов учащихся «Созидание и творчество».

2015 год — Александр Лавринович представил проект «Мини-сварочный инвектор с повышенной степенью безопасности». Специальная комиссия рекомендовала устройство к серийному производству после патентной защиты. Работа удостоена диплома победителя на областном салоне инноваций, изобретений и технологий.

Ольга Пимантьева, Площадь СВОБОДЫ
oleangelina@yandex.ru

 

изобретение школьников

фото: Площадь СВОБОДЫ

специальный тестер

фото: Площадь СВОБОДЫ

рассказывает об изобретении

фото: Площадь СВОБОДЫ

 

 

фото: из открытых источников