Одно необдуманное решение чиновников может блокировать работу всех автобусов АТП-3.

В начале декабря в Тольятти пройдет электронный аукцион по приобретению автобусов, работающих на газомоторном топливе. Как ранее мы сообщали, в рамках соответствующей областной программы для нужд АТП-3 мэрия планирует закупить на условиях лизинга, то есть, по сути, в рассрочку, до 2020 года 60 автобусов на газовом ходу. Цена вопроса - 714 млн руб. Из них 269 млн руб. поставщик, отобранный по конкурсу, получит до конца декабря, остальные деньги поступят на его расчетный счет в течение 2016-2020 годов. При этом муниципалитет в этом году потратит на автобусы всего 5 млн руб., еще 264 млн руб. уже поступили в городскую казну из средств вышестоящих бюджетов - 114 млн руб. из областного и 150 млн руб. из федерального.

Также в департаменте финансов напоминают о договоренности между мэрией г.о. Тольятти и ОАО «АВТОВАЗ», по условиям которой в 2016-2017 годах автозавод возьмет на себя часть финансовых обязательств по оплате лизинга на сумму 85 млн руб. Более того, город и предприятие договорились, что АВТОВАЗ вплоть до 2020 года будет на паритетных с бюджетом началах вносить 50% платежей по лизинговому договору. Таким образом, половину расходов на покупку новых «газовых» автобусов для Тольятти компенсируют вышестоящие бюджеты, вторую половину в равных долях разделят между собой местная казна и завод.

По словам руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта Павла Баннова, поставка автобусов на газовом ходу ожидается в Тольятти до конца марта 2016 года, то есть уже с апреля все 60 новеньких машин начнут курсировать по улицам города на маршрутах АТП-3. А поскольку газ - топливо сравнительно недорогое, чиновники уже просчитали будущую экономию и полагают, что финансирование АТП-3 в следующем году можно урезать на 11,6 млн руб. Соответствующий секвестр по программе развития городского пассажирского транспорта, к слову, учтен в проекте бюджета Тольятти на 2016 год. Однако депутаты гордумы полагают, что чиновники слишком торопятся с выводами. По мнению народных избранников, сокращать финансирование отрасли сейчас, когда нет ни самих автобусов, ни первых итогов их работы, по меньшей мере преждевременно.

Так, депутат ТГД Владимир Бобров на заседании думской комиссии по городскому хозяйству отметил: для полноценного обслуживания автобусов, работающих на газомоторном топливе, в Тольятти наверняка придется строить новые газовые заправки или по меньшей мере модернизировать ту единственную, что действует сегодня на Автозаводском шоссе. Эта работа, очевидно, потребует дополнительных финансовых вливаний. Так не логичнее ли оставить 11,6 млн руб. в отрасли и перераспределить их на создание инфраструктуры для обеспечения эксплуатации новых «газовых» автобусов? Однако в мэрии этой логики почему-то не видят и пока говорят только о неких переговорах с газовиками, которые, как надеются чиновники, сами профинансируют проект строительства новых заправочных станций или модернизации уже имеющейся АГЗС.

С другой стороны смотрит на проблему депутат ТГД Максим Гусейнов. По его мнению, сейчас город покупает, по большому счету, кота в мешке, так как совершенно неясно, как покажут себя «газовые» автобусы и сумеет ли АТП-3 обеспечить их надлежащее содержание и эксплуатацию. Понятно, конечно, что мэрия в своем предприятии уверена и департамент даже прорабатывал вопрос о том, чтобы открыть на базе АТП-3 региональный центр по обслуживанию транспортных средств, работающих на газомоторном топливе. Но одно дело - проекты и слова, совсем другое дело - практика, результаты которой предугадать невозможно, как ни рассчитывай. В связи с этим, полагает депутат, надо дождаться, когда все автобусы прибудут в Тольятти и выйдут на линии, затем проследить, как они проявят себя в действии, и только после этого вносить изменения в бюджет и сокращать финансирование АТП-3 на объявленные 11,6 млн руб. В противном случае, опасаются народные избранники, в середине следующего года транспортное предприятие может остаться без средств к существованию, в результате чего тольяттинцы лишатся автобусов. А это - социальная катастрофа, похуже той, что обрушилась сегодня на погрязшее в долгах ТТУ.

Справка

По словам руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта Павла Баннова, из 350 автобусов АТП-3 около 100 машин эксплуатируются более 10-15 лет. Все они давно выработали свой ресурс, так что постоянно требуют ремонта и чаще стоят на «приколе» в мастерских, нежели возят пассажиров. Поэтому на новые «газовые» автобусы мэрия возлагает большие надежды и считает, что техника станет выгодным приобретением и для города, и для его жителей.

Интересно:

204 млн руб. предусмотрено проектом бюджета Тольятти на 2016 год на субсидии муниципальным транспортным предприятиям. Из них на долю ТТУ приходится 113 млн руб., на долю АТП-3 - 91 млн руб. Но это вовсе не тот объем средств, который реально требуется на компенсацию выпадающих доходов перевозчиков. В общей сложности недофинансирование двух транспортных предприятий оценивается в 85 млн руб., из которых 47 млн руб. недостает ТТУ и 38 млн руб. пока недосчиталось АТП-3. Нехватка субсидий может означать, что осенью 2016 года городские автобусы и троллейбусы откажутся от перевозки пассажиров, так как у предприятий просто не будет средств на предоставление транспортных услуг населению.

метан надпись на азс

фото: Площадь Свободы

Иван Дмитриев, "Площадь Свободы"

фото: из открытых источников