На 25 июня 2015 г. намечено проведение годового общего собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ», президентом которого является Бу Андерссон. Внимание привлекает то, что в повестку дня собрания не был включен вопрос об установлении контроля над одним из основных вазовзских поставщиков — ОАО «АвтоВАЗагрегат» (ABA), которое вряд ли можно считать устойчивым в финансовом плане предприятием. Поэтому неудивительно, что руководство АВТОВАЗа решило не придавать покупке большую огласку. Вероятно, такой сценарий полностью устраивает и генерального директора ABA Виктора Козлова.

Подбирают за «Ростехом»

АВА считается одним из крупнейших производителей по такой номенклатуре, как сиденья, системы выпуска газов (глушители), каталитические нейтрализаторы отработавших газов. Как отмечается в отчетных документах АВА, компания фактически зависит от основного потребителя — АВТОВАЗа. По сути, и АВТОВАЗ должен быть заинтересован в приобретении активов такого поставщика. Поэтому не вызвало удивления сообщение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 8 мая 2015г. об одобрении ходатайства АВТОВАЗа о приобретении 88,94% основных производственных средств АВА. Тем более что с недавних пор АВТОВАЗ развернул кампанию по консолидации профильных производств под своим крылом. В собственность АВТОВАЗа вернулось ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ). Ожидается, что до конца текущего года будет закрыта сделка по приобретению ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), которое пока еще находится под контролем Государственной корпорации «Ростех». Однако процесс восстановления единого автомобилестроительного холдинга на базе АВТОВАЗа, скорее всего, проходит не так гладко, как может показаться на первый взгляд. То, какие сюрпризы были подготовлены нынешним бенефициарам АВТОВАЗа, можно увидеть на примере того же ОАТ. Только ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» (ВИС), входящее в группу ОАТ, в начале 2015г. приняло на себя бремя поручительства на сумму более чем 0,5 млрд р. Произошло это практически накануне объявления о намерениях АВТОВАЗа выкупить активы ОАТ.

ВМЗ, ранее находившийся в собственности «Ростеха», получил статус дочернего предприятия АВТОВАЗа, можно сказать находясь на грани банкротства. В какой-то момент ситуация была доведена до того, что работники ВМЗ начали массово отказываться от работы, требуя выплат задержанной зарплаты. Таких эксцессов не приходилось наблюдать, наверное, с середины 90-х годов прошлого века. И что в итоге получил АВТОВАЗ, купив ВМЗ? Ответ можно узнать, ознакомившись с решениями совета директоров АВТОВАЗа, раскрытыми 2 июня 2015г. В частности, члены наблюдательного совета одобрили следующую сделку: «Предмет договора займа: ОАО «АВТОВАЗ» предоставляет ООО «ВМЗ» целевой заем на обеспечение мероприятий по финансовому оздоровлению ООО «ВМЗ». Дальнейших комментариев по данной теме не требуется.

Цифры АвтоВАЗагрегата

АВА хотя напрямую и не связан с ОАТ, но проследить зависимость этой компании от «Ростеха» не представляет труда. Причем ждать того, что представители «Ростеха» согласятся продавать подконтрольные заводы по бросовой цене, наверное, не приходится. С другой стороны, на АВТОВАЗе, по всей видимости, осознают, товар какого качества им предлагают, и, вероятно, имеют четкое понимание того, сколько средств потребуется вложить в приобретаемые предприятия.

Покупка АВА может добавить АВТОВАЗу проблем в плане восстановления жизнеспособности нового дочернего предприятия. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать бухгалтерскую отчетность АВА. Так, если по итогам 2012г. АВА показал выручку чуть более 4,2 млрд р., то по итогам 2013г. этот показатель не достиг и трех, остановившись на уровне 2,94 млрд р. Однако существенный объем доходов был извлечен по показателю «прочие доходы». Если в 2012г. таких доходов АВА показал около 1,5 млрд р., то в 2013г. — 1,72 млрд р. Тем не менее чистая прибыль по сравнению с 2012г. упала. В 2012г. она составила 41 млн р., в 2013г. — 14,5 млн р. В последнем отчетном периоде, т.е. по итогам 2014г., показатели еще более примечательные. В этот год АВА сумел незначительно нарастить выручку по сравнению с 2013г. — до 3 млрд р., но показал провал по чистой прибыли, которая по итогам 2014г. составила всего 347 тыс. р.

В 2014г. продолжился стремительный рост долговой нагрузки на бюджет АВА. К концу указанного года показатель долгосрочных обстоятельств достиг размера 2,43 млрд р. (на конец 2013г. — 2,1 млрд р., на конец 2012г. — 0,64 млрд р). Краткосрочные обязательства АВА на 31 декабря 2014г. находились на уровне 1,5 млрд р., из которых 1,06 млрд — перед поставщиками и подрядчиками.

Ликвидность АВА снижает и то обстоятельство, что в 2013г. предприятие получило контроль над ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль» (БелЗАН). АВА, в бытность генерального директора Григория Гапонько, приобрел 99,7388% голосующих акций БелЗАНа. Последний на тот момент был нагружен долгами на сумму около 930 млн р.

Приведенные цифры наталкивают на вопрос о стоимости сделки по приобретению АВА. Но эти данные пока не раскрыты. Тем не менее логично предположить, что сумма должна варьироваться в районе значений балансовой стоимости активов АВА, которая, судя по раскрытой информации на конец 2014г., составляла немногим более 4,6 млрд.

Опыт имеется

В этом свете становится еще более актуальным вопрос: почему приобретение АВА не было запланировано для обсуждения на предстоящем общем собрании акционеров АВТОВАЗа? Вполне возможно, что в данном случае руководство АВТОВАЗа могло опираться на статью устава предприятия, которая гласит, что в полномочия совета директоров входит «одобрение сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением или отчуждением прямо или косвенно имущества или возможностью отчуждения имущества, совершаемых за пределами обычной хозяйственной деятельности, если это не предусмотрено бизнес-планом и сумма соответствующей сделки или нескольких взаимосвязанных сделок превышает 5% консолидированной балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату». Т.е. руководство АВТОВАЗа могло решить делегировать решение вопроса о покупке АВА совету директоров АВТОВАЗа, а не выносить на рассмотрение акционеров.

В бухгалтерском балансе АВТОВАЗа на 31 марта 2015г. активы компании оценены в сумму 181,73 млрд р. Таким образом, если стоимость сделки считать равной стоимости активов АВА (т.е. 4,6 млрд р.), покупка вполне укладывается в рамки указанной статьи устава АВТОВАЗа. Стоит отметить, что примерно по такой же схеме, т.е. закрыв процесс от посторонних глаз, в 2009г. АВТОВАЗ передавал ООО «КорпусГрупп Волга-Дон» (КГВД) на аутсорсинг заводской комбинат общественного питания (КОП). В результате такие действия руководства предприятия, в бытность президентом АВТОВАЗа Бориса Алешина, стали поводом для проверок компании Генеральной прокуратурой РФ.

Пока в списке акционеров АВА числятся КОО «КопперБерг Лтд» (Британские Вертинские острова) (55%) и ООО «Балашихинская топливная компания» (30%). Тем не менее стоит ожидать, что в ближайшем будущем в списке аффилированных лиц АВА появится крупный акционер в лице АВТОВАЗа. И возможно, через некоторое время совет директоров АВТОВАЗа будет принимать решение о выдаче займа АВА на проведение операции по финансовому оздоровлению, как это произошло в случае с ВМЗ.

Также вероятно, что тенденция будет продолжена и АВТОВАЗ обратит внимание на других поставщиков. Например, сейчас нелучшие времена переживает ОАО «ТЗТО», ООО «Детальстройконструкция» и прочие заводы, ориентированные на производство автокомплектующих.

президент Автоваза

фото: vninform.ru

областной аналитический еженедельник «Хронограф»

фото: из открытых источников