Русский музей в Самаре

Новости Тольятти augustnews.ru

С 26 ноября по 21 января 2016 года в главном художественном музее столицы губернии показывают русских импрессионистов.

Помнятся 90-е годы, в начале которых в художественный музей Самары приехала подборка тех, знаменитых, «настоящих» импрессионистов – Ван Гога, Сезанна, Матисса, Тулуз-Лотрека – всех понемножку. Тогда это было событием для города. Город стоял на ушах. Было дорого, но красиво. Теперь цена билетов на время работы выставки для взрослых – 200 рублей; для студентов, пенсионеров, школьников – 150 рублей; для студентов, пенсионеров, школьников в группах (от 10 чел.) – 100 рублей. Это достойно для такой выставки. Но что такое русский импрессионизм?

Выставка включает 27 картин известного русского живописца Константина Коровина, созданных в период с 1890-х по конец 1910-х годов, а также работы его современников, членов Союза русских художников – Абрама Архипова, Константина Юона, Игоря Грабаря и других. Выставка проводится в рамках действующего с 2014 года проекта филиала Русского музея в Самарском областном художественном музее и является первой крупной ретроспективой Константина Коровина в Самаре. Мы надеемся, что подобная выставка доедет и до Тольятти.

Свободная и темпераментная манера письма, жизнеутверждающий характер образов принесли Константину Коровину заслуженную славу крупнейшего представителя русского импрессионизма. Начав свой путь с позиций передвижнического реализма, Коровин благодаря приобщению к общеевропейскому художественному наследию сумел их преодолеть. С импрессионистами его роднят жизнеутверждающий пафос и верность натуре, в основе которой – принцип равнозначности всего изображаемого. В отличие от аналитических задач, которые ставили перед собой импрессионисты, Коровин прежде всего стремился к тому, чтобы наполнить произведение богатым эмоциональным содержанием.

Характер творческих поисков художника раскрывают и включенные в экспозицию произведения театрально-декорационного искусства. Это «Град-столица» (1911) – эскиз декорации для постановки балета Пуни «Конек-Горбунок» на сцене Мариинского театра в Петербурге и «Палата царского дворца в Тмутаракани» (1912) – для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в Большом театре в Москве. Театральная тема продолжена и «Портретом неизвестного в театральном костюме».

На выставке представлены и произведения современников и сподвижников Коровина по Союзу русских художников, продолжающих традиции отечественного импрессионизма, – в основном это лирические пейзажи, исполненные на пленэре, отличающиеся широтой и свободой письма. По тематике «наш» импрессионизм несколько отличается от общеевропейского, насколько принципиально – решать публике.

Сергей Щёлоков, “Площадь Свободы”