Рок-волна в Тольятти

1 марта на частоте 101,2 FM началось вещание «Радио-Самара-Максимум-Тольятти».

Для самарцев «Радио-Самара-Максимум» уже стало легендой, для тольяттинцев — может ею стать. Напомним, что вещание рок-станция начала в 1992 году (первая в регионе независимая станция), с самого начала — программный продукт собственного производства. Перед стартом вещания в тольяттинском эфире «Площадь Свободы» пообщалась с президентом «Радио-Самара-Максимум» — автором нынешней концепции станции, членом Союза журналистов России и легендой российского музыкального сообщества Константином Лукиным.

— Константин Георгиевич, вы автор концепции «Радио-Самара-Максимум». В чем ее отличительная особенность от других радиостанций?

— Я считаю, что концепция уникальна не только в нашей стране, но и вообще в мире, потому что в других странах вещание станций очень сегментировано. В той же Америке это или ультрасовременный рок, или рок 80-х, 90-х годов, или формат «олдиз». На мой взгляд, это неправильно по той причине, что сегментация полезна тогда, когда слишком много похожих станций на рынке, что мы видим в других странах, в частности, в тех же Соединенных Штатах. У нас рок-станций очень мало, к сожалению, и будучи рокером в душе, я за то, чтобы рок-культура продвигалась и популяризировалась гораздо шире, во всем объеме.

Поэтому я пришел к выводу, что надо сделать формат станции мультироковым, то есть как у нас сейчас: золотые хиты 60-х, проверенные временем рок-стандарты 70-х, удалые боевики 80-х, ветер перемен 90-х, новые времена 2000-х, а также горячие хиты наших дней. Дело в том, что даже наши местные рок-музыканты, как правило, слабо знают историю рок-музыки, а тем более широкая аудитория. Часто кто-нибудь слушает «Самара-Максимум» и говорит: «Ой ты! В конце часа у вас «золотой хит» такой классный! А кто это вообще играет?» А если учесть, что «Радио-Самара-Максимум» вещает и в Интернете, то отклики порой приходят со всей страны!

Поэтому моей сверхзадачей было показать преемственность эпох рок-музыки в эфире, то есть ничто не возникает из ничего! И если бы не было, к примеру, Мади Уотерса (легенда блюз-рока, чьи песни исполняли и «Роллинг Стоунз», и тысяча других музыкантов), то и современная рок-музыка была бы абсолютно другой, это лишь частный пример. Мне повезло, что с начала 60-х я слушал все, и я всегда могу доказать, к примеру, молодым музыкантам, которые, скопировав какой-либо удачный элемент какой-нибудь современной рок-группы, думают «вот оно — новое уникальное», что все это было изобретено и звучало еще в далекие 60-е-70-е-80-е годы, в авторском исполнении тогдашних рок-групп (многие живы и популярны до сих пор), а они, в свою очередь, заимствовали и творчески переосмысливали багаж, наработанный ранее другими музыкантами.

И примитивен тот молодой российский рокер, который считает, что вся рок-музыка началась с группы «Король и Шут» или «Ария» (в крайнем случае «Нирвана» в западном варианте). Таким я обычно говорю: почаще слушайте программы «Golden Tracks» и «Русский час», да и весь эфир «Радио-Самара-Максимум», и вы будете поражены разнообразием мира рок-музыки… Я, как автор всей концепции, при отборе музыкального контента стараюсь тщательно выбирать песни разных эпох, которые совпадают с выбранным мэйнстримовским рок-форматом.

— В декабре 2014 года на «Радио-Самара-Максимум» была произведена «перезагрузка», именно тогда эфир стал таким, каким мы видим его сейчас. С чем это было связано?

— Новый генеральный менеджер пришел к выводу, что программный директор не выполняет в должной мере тех функций, которые на него возложены, то есть фактически радиостанция не имеет никакого формата (пиво, мед, трава и гвозди). Заявлен рок, а попадается все что угодно, включая голимую попсу. И когда в итоге программного директора уволили, встал вопрос о том, что в городе практически нет людей, которые могли бы сделать то, что нужно. И этот тяжкий груз пал на мои «широкие» плечи. С 60-х годов я слушал все, что приходило в СССР, и что не приходило, слушал западные радиостанции, в том числе программы Севы Новгородцева, и на английском языке (уже неплохо его тогда знал), англоязычные рок-станции.

Все развитие рок-музыки происходило на моих глазах, и это, несомненно, облегчило задачу создать то, что сейчас звучит в эфире. Эфир дополняется еженедельно, каждый четверг — шесть новинок: четыре зарубежные песни и две российские. Выбирать трудно, потому что в российском музыкальном бизнесе рок-музыка не так развита, как хотелось бы, а западная, наоборот, с перебором. И тем не менее за два года у нас ни разу не было «пробуксовки». А в последнее воскресенье месяца — хит-парад премьер по итогам голосования слушателей. Надеюсь, тольяттинцы поддержат.

— Кто слушает «Радио-Самара-Максимум»?

— Аудитория обширная, до начала вещания в Тольятти она составляла 367000 человек в месяц, это люди разного возраста — от 16 лет и до самого почтенного. А в Самаре сейчас более 30 радиостанций, что, я считаю, для сравнительно небольшого города очень много. Когда я впервые побывал в Сан-Франциско, это был 1994 год, там было 30 радиостанций. И я считал, что это какое-то колоссальное количество, а теперь уже и в Самаре столько же. При этом выбор невелик — засилье попсы или шансоноподобных станций. Прошедшие недавно рейтинги показали, что «Радио-Самара-Максимум» благодаря удачно выбранному формату и контенту поднялось в них достаточно высоко, а для рок-станции очень высоко!

Когда у нас в ток-шоу гости (они проходят у нас постоянно, практически все приезжающие музыканты, и российские и зарубежные, приходят на эфир), они говорят: «Ой, ребята, у вас так классно! Мы в России такого не видели!» И дух рок-н-ролла сквозит во всем, начиная с оформления офиса и студий, и народ подобрался замечательный — все фанаты и энтузиасты рок-музыки. Я считаю, что за прошедшие два года мне удалось сделать то, что хотелось, на 90 процентов, я доволен отобранным музыкальным контентом. А обилие специальных программ и рубрик — это отдельная история. И вот благодаря высокой позиции в рейтинге мы решили, успешно распрощавшись с «Шансоном», вернуться в Тольятти к настоящей рок-музыке.

— Будет ли местная студия или все вещание будет вестись из Самары?

— Мы сейчас, для начала, делаем все из Самары, но что немаловажно: самарская реклама звучать в Тольятти не будет! А будет только тольяттинская реклама, мы теперь уже обладаем нужной техникой, которая позволяет во время самарских рекламных «карманов» вставлять тольяттинские блоки. И сейчас мы ждем тольяттинских рекламодателей. Пока мы рекламную службу оставляем в Самаре, в наш век информационных технологий подписать договор в электронном формате, изготовить ролики и запустить их в эфир — не проблема.

— Будет ли радиостанция как-то поддерживать рок-концерты в Тольятти, как она это делает в Самаре? Приглашать на прямые эфиры приезжие или местные группы?

— Естественно, планируем, тем более в нашей программе «Рок-сити» часто появляются и тольяттинские рок-группы, не только самарские. Еще мы планируем наладить отношения и с различными тольяттинским организациями, включая администрацию города. У меня такой вот слоган недавно родился: «Радио двух столиц» (где подразумевается столица губернии Самара и российская автомобильная столица Тольятти). Я думаю, такой подход приятен будет всем, не противостояние городов, а содружество, сотрудничество. Мы волжане, и какая разница, кто где живет, главное — нас должна объединять любовь к рок-музыке. Все будет рок-н-ролл.

Наша справка

Программы «Радио-Самара-Максимум»:

Утреннее шоу «МаксиБрэкфаст» (игры и конкурсы в прямом эфире);

Информационные программы: «Этот день в истории», «Новости дня», «Рок-новости», пресс-центр городской администрации в прямом эфире, «Культурная программа», «Губернские новости», «Digest News» (курьезные новости);

Авторские музыкальные программы: «Golden Tracks», «Русский час», «Вот вам джаз», «Азбука Дипа» (о клубной культуре), «Золотая аллея рок-н-ролла», «Хит-парад премьер», «Настроение в стиле рок»;

Православная программа «Сретение»;

Программа по заявкам «Позвони мне, позвони»;

Музыкально-информационные программы с гостями в прямом эфире: «Ясность», «Рок-сити»;

Прямые трансляции футбольных матчей;

Гастрономическая программа «Проще пареной репы».

Елена Кочева, «Площадь Свободы»
ekocheva@yandex.ru

Константин Лукин президент "Радио-Самара-Максимум"

фото: «Площадь Свободы»

фото: из открытых источников