Работников АВТОВАЗа пытаются дрессировать

Новости Тольятти augustnews.ru

Исчерпав, видимо, традиционные средства, позволяющие «держать в узде» многотысячный коллектив, администрация тольяттинского автогиганта обратилась к трудам Макиавелли. «Разделяй и властвуй» – метод древний, проверенный временем. И даже в чём-то универсальный. Вот только Волжский автомобильный завод – предприятие, мягко говоря, не рядовое и не среднестатистическое, и потому намерение команды Бу Андерссона премировать часть сотрудников вряд ли даст результат, которого ожидает топ-менеджмент. Скорее наоборот…

Как сообщил на своей странице в одной из соцсетей советник президента АВТОВАЗа Алексей Агуреев, в начале декабря администрация собирается выплатить премию работникам завода. Но не всем. Даже далеко не всем. Планируется, что выплату в размере среднемесячного заработка (если проще – тринадцатую зарплату) – по сегодняшним «считалкам» это 27700 рублей – не получат менеджмент предприятия и сотрудники, которые вели себя, по мнению начальства, плохо. В общей сложности, если верить источнику, премируют от 16 до 17 тысяч человек, то есть треть оставшегося после разного рода «оптимизаций» персонала.

«Премированы сотрудники предприятия будут как за отсутствие абсентеизма (то есть за стопроцентный выход на работу по графику), так и за достижение наилучших качественных показателей по результату соревнования производств», – отметил Агуреев.

Поскольку многие ещё не выучили новое слово, каким является вброшенный в лексикон вазовцев новомодный термин, позволим себе маленький ликбез. Можно, конечно, каждому самостоятельно заглянуть в Википедию, но раз уж начали…

Слово «абсентеизм» употребляется в двух, так сказать, сферах нашей жизни – политике и экономике. Они, конечно, не являются взаимоисключающими и даже произрастают одна из другой (помните у Ленина: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики»), но всё же не одно и то же. И хотя в нынешней России всё ровно перпендикулярно классике (у нас политика беззастенчиво рулит экономикой, и результат налицо), всё же стоит разделять эти вещи.

Так вот, в первом случае под абсентеизмом подразумевается простейшее уклонение от участия в выборах, чем, конечно же, грешат многие из нас. Мы иногда позволяем себе это, хотя власти упорно, назло Конституции и прочим нашим законам, доказывают, что выборный абсентеизм аукнется «уклонистам», что не раз звучало из уст губернатора Меркушкина. Выборы всё ж таки не ежедневная работа на конвейере. А если для кого-то и работа, то так, сезонная, от раза к разу.

Что касается экономики, тут другое дело. И менеджмент АВТОВАЗа, конечно же, имел в виду «абсентеизм» как «поведенческую модель, при которой работник систематически отсутствует на рабочем месте и избегает своих обязанностей». Правда, профанировал (упростил) всё богатство этого понятия до элементарного «выхода на работу по графику».
Разумеется, показатель этот легко «измеряется», и вездесущие вазовские кадровики, еще начиная с «эпохи правления» г-на Алёшина, съели на этом деле не одну собаку…
Вообще, скажите, а что смущает-то? Ну, выплатят вазовцам премию – разве плохо? Ну, дадут не всем – но ведь премия на то и премия, чтобы поощрить лучших по мнению начальства. Когда премируют всех – это уже не премия. И в конце концов, если мы начнём награждать каждого нарушителя, всех подряд «без сортового разруба», до чего докатимся?

Примерно так рассуждают граждане, которые относят себя к местному истеблишменту. Это особый сорт людей, у них особый взгляд на всё происходящее. Они, как правило, очень не любят, когда Тольятти называют «моногородом»: дескать, не ВАЗом единым мы славимся, не на нём одном стоим. Мол, есть немало других предприятий, правда, в большинстве своём завязанных на том же автогиганте и также переживающих кризис со всеми вытекающими. Но зато теперь «на подходе» особая экономическая зона, созданная как раз для того, чтобы избавить город от оскорбительной приставки «моно» и разгрузить детище советской гигантомании, каким был Волжский автозавод. А что касается сокращений – так любое предприятие, а тем более такое крупное, не может сегодня выжить без сокращения издержек. Вспомните: в начале 1990-х, когда АВТОВАЗ вёл переговоры о возможном стратегическом партнерстве, эта тема обсуждалась практически со всеми западными автоконцернами, в том числе с ФИАТом, чьи посланцы даже не скрывали, что собираются избавиться от десятков тысяч вазовцев. Другое дело, что Каданников на это не пошел, но сделать это нужно было давно…

Примерно так рассуждают люди, которые и в идее избирательно премировать заводчан не заметили никакой крамолы.

Однако многих вазовцев известие это буквально всколыхнуло, и в тех же соцсетях тут же появились возмущённые комментарии и отповеди авторам этого замысла.

«Премии – это не что иное, как подкуп рабочих, чтобы они не смели выражать протесты, – пишет администратор группы «Рабочие АВТОВАЗа». – Самых смиренных наградят. Сама идея премирования рабочих на крупном производстве абсурдна, ведь результаты производства зависят в основном не от рабочих, а от техпроцесса, от того, какие условия создало рабочим их начальство, какие инструменты даны, какая экипировка, какое оборудование и т.д. Да и сами премии откуда берутся? Неужели из воздуха? Ясное дело, что премии – это часть дохода, полученного предприятием. А чей труд создал этот доход? Труд рабочих! Велика ли щедрость того человека, который сначала недоплачивает всем работникам за их труд, а потом часть из этого недоплаченного выделяет на награждение 1/3 работников, чтобы заткнуть им рты? Много ли ума нужно, чтобы понять, что премии – это фарс, точно такой же фарс, как, например, благотворительность, когда миллиардер, ограбивший свой народ на миллиарды, пускает миллион из этого награбленного в качестве подачки бедным, чтобы пропиарить свое имя! Труд должен оплачиваться не подачками в виде премий, а заработной платой. Рабочие, имеющие гордость, не станут драться за премию, а будут требовать, чтобы деньги, выделяемые на премии, распределили между работниками равномерно, включив их в зарплаты».

Разве не справедливо замечено? По мнению автора поста, и сама информация о подачке появилась вовсе не случайно, а накануне массового митинга протеста 7 ноября в парке Победы.

И в самом деле, что же получается: только треть работников АВТОВАЗа ходит на работу как на праздник – остальных приходится загонять и заманивать, как цирковых зверей на тумбу? Это какие же должны быть условия работы, чтобы люди, многие из которых отдали родному заводу лучшие годы жизни, теперь бежали от него, как от чумы? А попав вот в такой черный список, ждать своей очереди на заклание – а как иначе назвать планы массовых сокращений на крупнейшем градообразующем предприятии? Тем более что уже озвучены и «контрольные цифры» численности работников, которые устроят нынешних хозяев завода.

Как мы уже писали (смотри публикацию о митинге 7 ноября), судьба завода и города может решиться уже в ноябре. И теперь, наверное, каждый из «обойдённых» авторами премиальных списков «вправе» ждать, когда «придут за ним» и выбросят за ворота предприятия.

Ну, а насчёт «абсентеизма»… В энциклопедии нет, но мы предложим третье значение этого слова. Игнорировать митинги и другие массовые акции протеста против бесчинствующих «оптимизаторов» – это тоже своего рода абсентеизм. К сожалению, им «страдает» пока ещё большинство тольяттинцев. Но, судя по всему, очень скоро это пройдёт: алчные хозяева предприятий и молчаливые власти сделают всё, чтобы уставшие от издевательств и рабского труда горожане заполнили площади.

фото: omskrielt.com

Источник: «Тольяттинский навигатор», № 36 (385), 10 ноября 2015 года