Несмотря на сложную экономическую ситуацию в России, крупнейший работодатель Тольятти и Самарской области — ОАО «АВТОВАЗ» — находит возможности сохранить занятость персонала.

Одна из мер, способствующая этому, — реализуемая на предприятии программа опережающего обучения работников с последующим гарантированным трудоустройством. Речь идет, по сути, о переквалификации работников на высококвалифицированные и более востребованные в настоящий момент на АВТОВАЗе профессии.

Без потери в деньгах

Хотим мы этого или нет, сегодня переобучение персонала — необходимость, это общемировая практика. В смене профильной деятельности, в принципе, нет ничего страшного или неправильного, тем более что работники АВТОВАЗа, как выяснилось, меняют свою специализацию не радикально. Многие выбирают специализацию, сходную с той, которой занимались ранее, или ту, что более-менее по душе. А выбор есть — это почти четыре десятка различных профилей.

Решение о переквалификации работники АВТОВАЗа принимают добровольно. Да и работать человек остается на родном предприятии, где ему, в принципе, все знакомо. Радует, что человек сохраняет занятость даже в процессе обучения. Пока работник АВТОВАЗа осваивает новую профессию, ему выплачивается средняя заработная плата. Так что в деньгах он ничего не теряет, а в последующем зачастую и приобретает. Заработная плата на новом месте у человека, как правило, на том же уровне, что и ранее, или даже чуть выше.

В классах корпоративного университета

Чтобы увидеть, как на АВТОВАЗе реализуется программа опережающего обучения и лично пообщаться с участвующими в ней работниками, предприятие посетила врио министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области Ирина Никишина.

Сначала врио министра побывала в Корпоративном университете ОАО «АВТОВАЗ» на Южном шоссе, где работники предприятия изучают теорию новых профессий. Экскурсию по аудиториям университета для Ирины Никишиной и сопровождающих ее специалистов, а также представителей СМИ, провел начальник Управления организации обучения и развития персонала ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Серегин.

По словам Сергея Борисовича, среднюю стоимость обучения одного специалиста ОАО «АВТОВАЗ» удалось снизить благодаря использованию модульных блоков обучения. Практически это означает, что некоторые группы можно формировать из обучающихся разным профессиям, поскольку часть теории на занятиях получается одинаковой для всех. Далее учащихся разбивают на специализированные группы.

Молодым вперед шагать

Делегация с участием представителей министерства прошла по классам, где шли занятия. Ирину Владимировну живо интересовал процесс обучения, поэтому она весьма активно общалась с преподавателями и обучающимися. Практически все учащиеся были достаточно молодыми людьми — до 30 лет. Видимо, молодежи все-таки легче начать в своей жизни что-то новое.

Один из учащихся, молодой работник АВТОВАЗа, рассказал, что меняет профессию оператора автоматических линий на штамповщика. В том же классе была девушка, меняющая профессию маляра на слесаря МСР. В следующей аудитории, которую мы посетили, учились в основном девушки — на профессию крановщика.

Как объяснил Сергей Сергеев, это одна из тех профессий, которая требует наибольшей квалификации, поэтому обучение ей достаточно длительное — 3 месяца. На другие профессии можно выучиться за месяц. Некоторые из будущих крановщиков ранее работали по профессии «электромонтер», но уже вполне уверенно чувствуют себя в новой ипостаси. Как раз в эти дни «крановщики» должны сдать экзамены и отправиться на производство.

«Обучение проходит в два этапа, — объяснил Сергей Сергеев. — Первый — теоретическая часть, второй —  практическая часть. После того как люди заканчивают обучение теории, они сдают экзамены и отправляются изучать практику в цеха, где им преподают мастера».

Из слесарей в сварщики

На территории АВТОВАЗа мы направились в цех сварки кузовов производства В0. Здесь врио министра труда и занятости Самарской области посмотрела, как трудятся рабочие, освоившие новые специализации. Один из сварщиков рассказал, что пришел на новое рабочее место буквально несколько дней назад переводом — из слесарей.

Выяснилось, что ранее он уже работал со сварочным оборудованием — в цехе 42/3. «Но здесь оборудование более серьезное, поэтому учиться все равно нужно, — рассказал мужчина. — Новым профилем деятельности, в общем-то, доволен, тем более что бригада подобралась приятная, отношения в коллективе хорошие».

Люди, освоившие новую специальность, работали уверенно и слаженно. Побеседовав с несколькими «новообращенными» специалистами прямо на их рабочем месте, министр осталась вполне удовлетворена увиденным.

«В нашей программе снижения напряженности на рынке труда к настоящему моменту приняли участие более 19 тысяч работников АВТОВАЗа, — рассказала Ирина Никишина. — Обучение прошли пока 141 человек, остальные участвовали во временных работах. Все эти работники сохранили свою занятость. На временных работах люди занимались монтажом и демонтажом оборудования, а также зданий, а вот переобучались на совершенно разные профессии: от водителя-испытателя до сварщиков, слесарей и крановщиков.

Благодаря поддержке Николая Ивановича Меркушкина Самарская область на эти цели получает один из самых больших траншей. Из областного бюджета было выделено 119 млн рублей, из федерального 203 млн рублей. Из них АВТОВАЗ получил 180 млн рублей, то есть большую часть. Благодаря Министерству труда Российской Федерации и личному участию министра Максима Анатольевича Топилина программа действует второй год».

«Площадь Свободы»

у автовазовца берут интервью

фото: Площадь Свободы

фото: из открытых источников