«Пять вечеров» и вся жизнь

В театре «Колесо» состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Володина в постановке заслуженного артиста России Василия Мищенко.

В анонсе к этому спектаклю есть фраза: «Светлая, немного смешная и очень трогательная история настоящей, большой любви двух взрослых одиноких людей, которые после долгой разлуки находят, наконец, и друг друга, и свое счастье».

Вот на счет счастья я бы поспорила. Слишком длинной была дорога у героев пьесы к этим пяти вечерам. Эти двое не виделись почти двадцать лет. Когда-то в юности они любили друг друга. Но их разлучила война. Хотя на самом деле вовсе и не война: у Ильина (актер Андрей Амшинский) всегда была возможность вернуться, а Тамара (Елена Радионова) после войны никогда и никуда не уезжала из своих двух комнат в коммуналке. Что же их разлучило на самом деле? По версии Александра Володина, для этого было много причин, в том числе, возможно, и сталинские лагеря. По версии режиссера Василия Мищенко, их встрече помешали надежды Ильина на новые знакомства, новую жизнь и безграничные ее возможности. Зачем было возвращаться к почти забытому за пять лет войны прошлому? Ильин и сам говорит об этом: хранил, мол, письма твои, Тамара, много лет, а потом они потерялись, а впереди было еще столько всего…

Но через много лет они все-таки встретились. Так захотел Ильин. Он случайно обнаружил, приехав из Сибири и попав в комнату своей новой «приятельницы» Зои (не об этих ли возможностях и мечтал Ильин, отбрасывая свое прошлое?), что ее жилище находится вблизи дома, в котором когда-то он снимал комнату у «девушки-звезды» Тамары. Внезапно Ильин решает пойти к Тамаре, якобы снова с просьбой о комнате на время командировки. Мы не знаем, чего он в действительности хочет. Жизнь его не задалась. После скандала с преподавателем, которому он, единственный из всех, сказал «правду в лицо», он был изгнан из института. Восстановиться и получить образование ему, кумиру и надежде факультета, не удалось (или не захотелось). Блестящие надежды, которые он подавал, остались только надеждами, «безграничные возможности» не привели ни к чему прочному. А Тамара, верная своему сердцу, жила одна, работала и растила племянника своей умершей сестры.

«Я ведь, в сущности, живу одна. В будни ничего — работа у меня интересная, ответственная, все время чувствуешь себя нужной людям. А в праздник плохо. Никуда идти не хочется. Все парами, парами, только ты одна. Один раз еду в трамвае и думаю: «Вот бы ехать, ехать, никуда не приезжать». (Из монолога Тамары.)
Тамара в исполнении Елены Радионовой закостенела, усохла в своем одиночестве, хотя как мантру повторяет: «Живу хорошо, не жалуюсь». Хотя пережила и военное лихолетье, и смерть близких, и не нашла себе пару. И если в первые вечера она говорит Ильину: «Я не побегу за тобой, как собачонка», то потом бегает, разыскивая его по друзьям — уехал, не попрощался, что-то случилось? Но этот ее бег, ее гон за прошлым — это иллюзия вернуть время вспять, где была молодость и любовь. Тамара, на мой взгляд, так и не смогла полностью вырваться из своего панциря, из своей установки: живу хорошо. И совсем неслучайно на заднем плане сцены — разведенные ленинградские мосты, которые так и не соединились…

пять вечеров театр колесо

фото: Площадь Свободы

фото: из открытых источников