Как известно, творческий процесс — это тайна за семью печатями. Но на днях в театре «Колесо» прошла необычная встреча: журналисты тольяттинских СМИ общались сразу с несколькими режиссерами, которые поведали о своих творческих планах на театральных подмостках, и не только…
Открыл эту неформальную пресс-конференцию художественный руководитель театра «Колесо» Михаил Чумаченко, отметивший это событие как необычное и абсолютно неожиданное, поскольку здесь собрались сразу пять режиссеров, трое из которых — гости нашего города. Он представил молодого актера театра имени Владимира Маяковского, режиссера и солиста популярной московской группы «Fire Granny» Алексея Золотовицкого, заслуженного артиста РФ, актера и кино, режиссера Василия Мищенко и руководителя Тильзит-театра, молодого режиссера Даниила Безносова. Все режиссеры — выпускники ГИТИСа, но из разных творческих мастерских: Олега Кудряшова, Олега Табакова, Сергея Женовача. Их творчество развивается в разных направлениях. Эти творческие люди постоянно в работе: играют в спектаклях и кино, выступают в роли режиссеров и продюсеров, осуществляют постановки спектаклей в российских городах.
Алексей Золотовицкий осуществил постановку спектакля «Мертвые души» в Центре Мейерхольда, а в Тольятти подготовил премьеру по пьесе Макса Фриша «Когда закончилась война». Пьеса вошла в историю мирового театра и рассказывает о послевоенных днях Берлина, о сложных взаимоотношениях, сложившихся между влюбленными — немецкой девушкой и советским офицером. Золотовицкий ведет целый блок работ, приуроченный к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Молодой режиссер рассказал, что ему понравилось работать с тольяттинскими актерами, и все вроде бы получается. При этих словах он сказал «тьфу-тьфу-тьфу», чтобы не сглазить. А первое впечатление от Тольятти? Как будто попал в девяностые годы. В первый же вечер их группа попала в странную автоаварию, причем водитель машины, совершивший столкновение, выбил им все стекла. «У нас одного человека увезли, угрожали, потом мы вернулись, ждали долго милиционеров. Я почему-то подумал, что в нашу машину стреляли, да и перед отъездом меня предупреждали, что в Тольятти стреляют. В общем, впечатлений на неделю хватило…»
На вопрос журналиста, почему молодой режиссер взял для тольяттинской постановки военную тему, Алексей ответил, что они с художественным руководителем театра «Колесо» Михаилом Чумаченко долго разговаривали о том, какая пьеса была бы интересна театру и ему как режиссеру, каких артистов хотелось бы задействовать. И вот пьеса Макса Фриша всех увлекла.
Михаил Чумаченко добавил, что ему было важно знать, что думает о войне поколение двадцатилетних, каковы их ощущения. К тому же на курсе у Алексея работала педагогом переводчица этой пьесы. «Последние годы, — сказал он, — мы все время разговариваем о войне с точки зрения парада Победы, с точки зрения 70-летия Победы. Все время забывая, что это — трагическое время для огромного количества стран. И поскольку в этой пьесе возникает и судьба еврея из Варшавского гетто, и история немецкого солдата, который погибает и оказывается виновником расстрела людей в Варшавском гетто. Возникает история женщины, которая мечется между своими и русским, который вопреки нервозным ожиданиям ведет себя абсолютно по-человечески. Возникает история русского офицера, который оказывается между женщиной, которая ему очень нравится, и ее мужем — преступником. То есть возникает гигантский накал, который делает пьесу абсолютно современной, сегодняшней… Это год 70-летия Победы. Я произнес, наверное, очень плохие слова, как это ощущаю: это последний живой День Победы, это последний юбилей, который будет проходить с людьми. Меня лично это очень волнует. Я сказал Алексею: им не нужны спектакли о войне — они ее прошли. Я хочу, чтобы ты сделал спектакль для таких, как ты, для двадцатилетних. Чтобы этот спектакль не был о подвигах, но чтобы внутри него возникла человеческая история. Никаких больше заказов у меня не было».
Потом режиссеру прислали оригинальный перевод пьесы из Берлина. В России она ставилась в Подмосковье, в Ногинске, под названием «Дама из Берлина». Золотовицкий идет от автора, раскрывая его замысел. Это большая работа для молодых ребят. Режиссеры отметили, что над постановкой пьесы трудится молодая художница Соня Егорова, ведь работа в театре — командная, она работала с Золотовицким и над спектаклем «Мертвые души», является лауреатом премии «Золотая маска».
Василий Мищенко рассказал о том, что работа в Тольятти над постановкой пьесы Александра Володина «Пять вечеров» — это его первая встреча с театром «Колесо». Сейчас идет отбор актеров. Сам Мищенко работает в «Современнике», активно снимается в кино. Среди его режиссерских работ иронический детектив «Почтальон» (2008), криминальная драма «Вердикт» (2009), мелодрама «А счастье где-то рядом» (2011), комедия «Как развести миллионера» (2014). Мищенко окончил ГИТИС в 1980 году, курс Олега Табакова. В 2001 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РФ. В 2011 году за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность он стал кавалером ордена Дружбы.
Главный режиссер театра «Колесо» Владимир Хрущев представил Даниила Безносова как одного из перспективных и интересных театральных режиссеров. Так получилось, что сейчас Безносов одновременно ставит 7 спектаклей в России, постоянно находясь в разъездах. Тильзит-театр, где он стал руководителем, расположен в старинном прибалтийском городке Советске. Деньги на постройку здания театра были собраны более ста лет назад самими горожанами. И вот почти два года это здание все еще находится на ремонте. Пока у молодого режиссера Безносова в нашем городе весьма скромная миссия — он впервые приехал в Тольятти на переговоры о предстоящей работе. Предполагается, что он будет готовить новый спектакль к юбилею артистки Ольги Самарцевой. Юбилей выпадает на открытие будущего театрального сезона. И хотя формально переговоры длятся уже полгода, пока только предстоит определить круг пьес, которые, возможно, станут интересны и актрисе, и театру, и самому режиссеру. Этот спектакль станет знаковым, открывающим сезон. Завершая встречу с журналистами, Михаил Чумаченко отметил: «Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и огромное количество сорвавшихся проектов, мы вдруг оказывается в ситуации, когда все, что мы планировали, — все происходит. И это, конечно, заслуга наших гостей и руководства театра». Что ж, нас, зрителей, ждут новые премьеры.
Интересно:
Режиссер Даниил Безносов мечтает осуществить постановку 9-часового спектакля «Преступление и наказание», идущего три вечера подряд по 3 часа, но понимает, что это сложно сделать на подмостках провинциальных театров. А еще возможно новое прочтение советской классики. В частности, ему интересен роман «Как закалялась сталь», когда новая власть, строя дороги в «светлое будущее», рядом со шпалами укладывала молодых Корчагиных.
Лариса Агишева, газета «Площадь Свободы»