«Тольяттинский Навигатор» продолжает освещать важную для всех жителей города тему – формирование бюджетов Тольятти и Самарской губернии на следующий, 2017 год.

От того, какими будут главные финансовые документы города и области, зависит судьба каждого тольяттинца, интересуется он этой темой или нет. Именно поэтому редакция решила предоставить слово депутату Самарской губернской думы Алексею Краснову, который в настоящий момент занял глубоко критическую позицию по отношению к ряду направлений бюджетных затрат…

Отчёты и прогнозы. Ничему не верю

Алексей Краснов:

– На последнем заседании думы я выступал несколько раз, но основным моим вопросом был вопрос на тему отчёта правительства о социально-экономическом развитии Самарской области в 2016 году, а также о прогнозе такого развития на 2017 год. И отчёт, и прогноз представлял исполняющий обязанности министра экономического развития Михаил Жданов.
Сразу же отмечу, что по этой теме я выступал ещё до думы на заседаниях обоих профильных комитетов, в которых состою. Каждый раз я задавал вопросы чиновникам. На большую часть из них ответа не получал. Каждый раз в своих выступлениях на комитетах я делал упор на том, что ни отчёт, ни прогноз не дают возможности представить социально-экономическое состояние нашей области.

По сути, представленный депутатам отчёт – это винегрет из цифр, тенденциозно подобранных фактов и неуместных примеров. Цель отчёта видна невооружённым глазом: показать, что в области у нас всё ни плохо, ни хорошо. Эдакая «золотая середина». Мол, проблема заключается в «макроэкономических факторах» и из-за этого нам тут тяжело, но мы, в принципе, ничего – справляемся. Конечно же, такой посыл раздражает любого, кто хотел получить из документа представление об истинном положении вещей.

Я ожидал, что на думе услышу ответы на вопросы, которые не получил на комитетах. Например, вопрос о реальных доходах населения Самарской области. Хотел понять, сколько же у нас в области человек не просто нищих (то есть с доходом ниже прожиточного минимума – таких у нас полмиллиона человек), но и вообще находящихся на грани выживания. Ответа не получил. Докладчик из министерства ответил весьма оригинально: пишите нам запрос, и мы вам ответим. Это на думе-то!

Затем я задал вопрос о том, какова нехватка медиков по области. Услышал в ответ очень оригинальную цифру – 340 медиков у нас не хватает, оказывается. Цифре этой я не поверил и, как оказалось, был прав. После заседания я сделал запрос в службу занятости нашего города и выяснил, что на август 2016 года (конечная точка отчёта министерства) только в Тольятти не хватало 1200 медиков! Откуда Жданов взял цифру в 340 человек – ума не приложу. Вот теперь думаю, то ли это его сотрудники ввели в заблуждение, то ли он чего в своих бумагах не разобрал. Не думать же на него, что он сознательно пытался ввести депутата в заблуждение на заседании думы!

В итоге снова пришлось выступить и повторить мысль о том, что этот якобы отчёт не даёт никакого представления о том, что у нас происходит в социально-экономическом секторе. Я указал, что социальный блок отчёта и прогноза вообще никак не согласован с экономическим. Да что корреляция! Почему авторы отчёта-прогноза позволяют себе манипулировать данными в пределах одной отчётной позиции? Так, например, они бравурно перечисляют, сколько было и будет открыто новых предприятий и сколько было и будет введено новых рабочих мест, но при этом не указывают, сколько предприятий было закрыто в 2016 году по области и сколько рабочих мест было в этом году уничтожено за первые девять месяцев. Я знаю, как это называется. Это называется манипулированием данными с целью создать заданное впечатление.

В общем, я и мои коллеги по фракции в итоге проголосовали против принятия отчёта и прогноза социально-экономического развития Самарской области. И я считаю, что это правильно. Нельзя идти на поводу у создателей розовых очков, потому что никогда ещё в мировой истории ношение этих очков до добра не доводило.

Неуёмные долины

Теперь что касается бюджета на 2017 год.

Давайте пробежимся по некоторым затратам и «хотелкам».

Я уже неоднократно размышлял на тему и особой экономической зоны, и «Жигулёвской долины». Особенно в части коэффициента полезного действия данных прожектов для экономики (а конкретно – для рабочего люда) нашего многострадального Тольятти. Как выяснилось, в это дело планируют вбухать в 2017 году ещё 2 500 000 000 рублей, из которых большая часть – федеральные деньги. Где-то «денег нет и нужно держаться», а вот для создания инфраструктуры обогащения олигархов государство средств не жалеет. Но то федеральные деньги и деньги коммерсантов. Как оказалось, в этом же русле действует и наше, самарское правительство.

А именно: областные чиновники приготовились выделить 30 000 000 рублей на разработку проектно-сметной документации по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов на территории «Жигулевской долины 2». Вот так. Ни много ни мало – сразу 30 миллионов. Выхлоп от долины № 1 не внушает особого оптимизма, в Тольятти нехватка медиков – 1100 человек! Но чиновники продолжают закапывать деньги в проекты с невнятным будущим.

Ввиду этих сомнений я предложил исключить из числа затрат бюджета расходы по обязательству «Разработка проектно-сметной документации по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов на территории «Жигулевской долины 2» на сумму в размере 30 000 000 рублей и переправить данные средства на дотирование тех промышленных компаний г.о. Тольятти, которые не сократили за 2016 году ни одного сотрудника, а также готовы взять на себя обязательства не сокращать сотрудников в 2017 году. Идея эта была высказана на прошлом заседании думы одним из депутатов, и я считаю её очень здравой в ракурсе последних тенденций повальных сокращений работников, в том числе и на муниципальных предприятиях.

Что обещали, но чего точно не будет в Тольятти в ближайшие два года

В 2019 году областные чиновники прожектируют в Тольятти строительство объекта «Выставочный зал со сквером, игровыми площадками, фонтаном, в честь 50-летия ОАО «АВТОВАЗ» и выпуска первого легкового автомобиля», на который планируют потратить 111 110 000 рублей. Зачем нужен городу этот зал – неизвестно, но чиновники планируют. Благо два года в нынешних экономических условиях и сложной социально-политической ситуации – это как двадцать лет. Отчётливо видно: чем дальше пытается «забить клинья» федеральная власть, тем более сиюминутно ориентированной становится власть региональная.

Бесконечное «смотрение в рот», да ещё и «задрав голову», при полном отсутствии сохранения внятного вектора хоть какой-нибудь приличный срок лет, скажем, в пять приводит к «выветриванию» у муниципальной и региональной властей инстинкта заглядывать в завтра. Никто не знает, каким будет это завтра. А тут ещё и воровать начали не давать. По рукам бьют. Хватают за взятки. Сажают. В такой ситуации у любого чиновника голова кругом пойдёт. Именно поэтому всё отодвинуто на 2019 год. Что у нас там ещё?

Ага. Строительство общеобразовательной школы на 630 мест, расположенной по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Автозаводский район, 18 квартал, севернее жилого дома №78 по ул. 70 лет Октября. В далёком 2019 зачемпионатном году правительство готово щедро потратить на замученных бесшкольем жителей 18 квартала целых 112 120 100 мифических рублей. При этом судьба жителей 18а квартала, чью школьную землю почему-то заняло СОФЖИ и собралось там строить многоэтажные дома, в бюджете не отображена. Даже в перспективе 2019 года. Из чего можно сделать вывод, что лишь чья-то очень тяжёлая и сильная рука сможет вернуть обесшколенным тольяттинцам хотя бы надежду на школу.

Такую не менее призрачную надежду верстальщики бюджета дали жителям 20 квартала, где на 2019 год запланировано строительство общеобразовательной школы аж сразу на 1360 мест. Столь дерзкий проект обойдётся областному бюджету в 293 335 700 постчемпионатных рублей.

Не менее дерзкой является задумка спроектировать и построить где-то после 2018 года физкультурно-спортивный комплекс с универсальным игровым залом во втором квартале Автозаводского района, аккурат по соседству с гимназией № 35 и школой № 31.

Будем надеяться, как говорится.

Религиозные расходы

Вообще, «в теле» областного бюджета на 2017 год я увидел много странных расходов, которые, на мой взгляд, при существующем кризисе финансирования социальной сферы неуместно даже заявлять, не то что одобрять на думе.

Так, например, я предлагаю исключить из числа трат областного бюджета расходы по предоставлению субсидий религиозным организациям на проведение мероприятий, обеспечивающих осуществление культурно-просветительской деятельности, в размере 42 328 341 рубля и переправить данные средства на восстановление детских оздоровительных лагерей Самарской области – «Лесобон», «Спартак» и других.

Я не против существования религиозных институтов – именно в рамках сохранения определённого культурного наследия наций. Но вообще-то у нас светское государство, и направлять деньги в религиозные организации, какими бы благими целями они ни руководствовались, попросту неправильно. У нас в Самарской области, и в Тольятти в частности, есть большое количество культурных учреждений, испытывающих хроническое недофинансирование многие годы.

Именно эти учреждения по замыслу создания и логике функционирования отвечают и должны отвечать за культурно-просветительскую деятельность. Логика и здравый смысл подсказывают, что сначала нужно закрыть дефицит финансирования в этих учреждениях. Я же лично считаю, что в приоритете даже не культурно-оздоровительный блок, а блок оздоровительный. Детская заболеваемость у нас – просто катастрофическая. А учитывая, что в том же Новокуйбышевске, например, нет детского офтальмолога, массово повысить уровень здоровья детей сегодня – архиважная задача.

Пляски и танцы

Также я считаю, что пора в разы сокращать расходы на всяческие празднования. Каждый рубль, потраченный на увеселительные мероприятия в период кризиса, – это пир во время чумы. Жили же в советское время без этого гигантского количества праздников. И сейчас проживём.

Вот предлагаю, в частности, уменьшить расходы бюджета по обязательству «Организация и проведение областной общественной акции «Народное признание» с 9 500 000 до 3 500 000 рублей. Высвободившиеся средства в размере 6 000 000 рублей предлагаю перенаправить по расходному обязательству «Реализация мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности».

Относительно того, на какие ещё «интересные» траты областные чиновники и депутаты планируют дать «одобрямс», я ещё скажу не раз. В целом же моё впечатление от процесса формирования бюджета такое: народ нищает, но бюджетирование трезвее не становится. При этом единственное направление, на котором не планируется экономить, – это Большая Чиновничья Кормушка – чемпионат мира по футболу 2018 года. Там каждая позиция затрат – «священная корова». К сожалению, ни дети, ни здравоохранение для чиновников такой «коровой», увы, не являются.

Источник: интернет газета «Тольяттинский навигатор»

Алексей Краснов

фото: ТН

фото: из открытых источников