В «Колесе» состоялась задуманная под знаком Международного дня театра «Ночь в предложенных обстоятельствах». На праздник принято приглашать гостей, и без них, конечно, не обошлось. Поздравить коллег по творческому цеху приехали представители студий и театральных трупп Тольятти.

После премьерного спектакля «Дон Кихот. Неформат» неформальную вечеринку открыл шоу-балет «Театро». Один за другим произнесли свои краткие спичи руководители «Варианта» Галина Швецова-Скрипинская, театра «Вокзал» Олег Рыжонков, студии «Рыжая» Татьяна Девяткина. Показали видеошутки гости из кукольного театра «Пилигрим», объяснились в симпатии актеры из МДТ. С театральной «капустой» в этот вечер случился «витаминный недобор», зато читкой новых пьес «Колесо» «угостило» друзей на славу.
В программе ночи оказались сразу два «читающих» пьесы театра. Сначала на сцене «Колеса» «прозвучал» польский драматург Тадеуш Слободзяник со своими «Одноклассниками», а потом — Иван Вырыпаев с драматургическим текстом «Летние осы кусают нас даже в ноябре».

«Одноклассников» привез из Самары театр «Место действия». Точнее было бы сказать, в этот вечер читали пьесу «Одноклассники. История в XIV уроках», которую написал в 2008 году польский драматург Тадеуш Слободзяник. И хотя резкий перепад разновеликих эмоциональных величин в день театра озадачил переходом «капустника» в душераздирающую историю о польских и еврейских мальчиках и о том, как в 1941-м в оккупированной немцами Польше жители Едвабне согнали в овин и заживо сожгли сотни своих же еврейских соседей, театр «Место действия» достойно предъявил свою работу, совсем недавно участвовавшую в фестивале — лаборатории молодой драматургии. Такие же кровавые драмы, которые записал Тадеуш Слободзяник, происходили и в других городках Северо-Восточной Польши. Талантливые ребята из молодого самарского театра рассказывали залу почти документальную историю про то, как публичное обнажение страшной правды внезапно превращало жертву в палача.

А в перерыве за чаем зритель вспоминал «Дон Кихота», премьеру которого приурочил к своему празднику театр «Колесо». Мы воспользовались переменкой и спросили у главного режиссера Владимира Хрущева, почему в афише рядом с именем дона стоит слово «неформат». Вот что он нам рассказал: «Почему неформат? Потому что формат «Дон Кихота» предполагает длинного, худого, в латах и рядом толстого, пузатого. Мы ушли от этого совсем. Это неформатный взгляд на какие-то классические вещи. Не побоялись мы этого, в общем. Неформат и потому, что это происходит не в Испании, а, как мы предполагаем, в советские годы. Об этом говорят и костюмы, и манера общения, и природа актерских чувств».

Владимир Хрущев всегда делает ставку на музыкальную составляющую постановки, не обошел он ее и на этот раз: «Конечно, «Дон Кихот» — это вневременная тема, но все же пьеса ближе к советскому времени, которое я считаю для себя золотым, и это навело меня на основную музыкальную тему этого спектакля. Сегодня произошло очень важное событие. Мы нашли новый ход и стали больше работать со зрителем. Перед началом спектакля мы сделали небольшую интермедию и ввели зрителя в условия игры. И зажило! Сегодня первый акт спектакля стал интереснее, чем второй. А вчера был мощнее второй. Это нормально. Спектакль — дело живое. Мы этого не стесняемся. Мы будем пораньше приходить, больше работать, будем искать новый язык. Есть совершенно неожиданные импровизационные вещи, которые помогают выйти со зрителем на диалог. Я делал спектакль специально для Александра Двинского. Ему исполнилось шестьдесят лет. Обычно в театрах делают бенефисы на такие даты. И этот спектакль, конечно, подарок для актера, потому что в таком материале поработать всегда очень интересно. Но самое главное, это путешествие от себя к Дон Кихоту. Об этом в самом себе важно поговорить».

Цитата:
С театральной «капустой» случился «витаминный недобор», зато читкой новых пьес «Колесо» «угостило» друзей на славу.

Марта Тонова, Площадь СВОБОДЫ

Владимир Хрущев

фото: Площадь СВОБОДЫ

фото: из открытых источников