Очередь на установку пандусов в многоквартирных домах Тольятти резко уменьшилась.

Сокращение числа очередников произошло не потому, что всем инвалидам вдруг обеспечили доступную среду, просто в очередь сейчас далеко не всех ставят. Об этом рассказала заместитель руководителя департамента социального обеспечения администрации Марина Дыченкова на заседании комиссии по социальной политике Думы г.о. Тольятти.
Если на 1 января 2016 года в очереди на установку пандусов стояли 262 тольяттинских инвалида, то на 1 января — всего 68 человек. Хотя в 2016 году в городе построили всего 40 пандусов.

Как пояснила Марина Владимировна, после проведения в 2016 году анализа технической возможности для установки пандусов в домах отдельных серий, заявления от инвалидов, проживающих в этих самых домах, перестали принимать, чтобы не тратить бюджетные деньги на разработку технических заданий, которые потом невозможно реализовать.

По словам заместителя руководителя департамента социального обеспечения, тольяттинские инвалиды стали заложниками строительства домов, которые сейчас технически невозможно приспособить для маломобильных категорий граждан. Ну кто думал про инвалидов при строительстве «хрущевок»? Это в новых домах изначально предусмотрены комфортные пандусы, лифты, входные двери…

Долгоиграющий вопрос о пандусах

Опасность есть, денег нет

Депутаты задали вопрос о пригодности к эксплуатации уже построенных пандусов. В Тольятти проживает более 2000 инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Чуть ли не половина людей с ограниченными возможностями, в том числе колясочники, пандусами не пользуются, так как эти сооружения опасны для жизни. Также депутатов интересовало, есть ли информация, какие пандусы переделаны, после чего они стали удобными для эксплуатации? Или ничего не переделали?

– В программе деньги на демонтаж не предусмотрены, — ответила депутатам Марина Дыченкова. Она пояснила, что после специальной проверки специалисты администрации пришли к выводу: за счет средств городского бюджета пандусы с нарушениями не устанавливались. Если происходила установка управляющими компаниями, то отклонение от строительных норм и правил возможно.

пандус для инвалидов колясочников

фото: Площадь Свободы

А в качестве заслуги администрации прозвучала информация, что теперь для инвалидов стали доступными здание ДЮСШ «Шахматы» на Революционной, 11, Досуговый центр «Буревестник», Библиотека Автограда, Центр развития детей «Истоки», ДКИТ, Детский дом культуры на Свердлова, 51.

Кроме того, чтобы в Тольятти транспорт стал доступен для колясочников, в 2016 году были обустроены 86 съездов с пешеходных дорожек на пешеходные переходы. В 2016 году оборудовали порядка 86 съездов, на выполнение этих работ из бюджета было направлено 10 миллионов 10 тысяч 300 рублей. Результативность программы по итогам 2016 года составила 96,55%, что соответствует запланированному показателю. В конце своего выступления Марина Дыченкова отметила:

— Проекты пишем, а денег на их осуществление нет. В 2016 году перестали поступать средства из федерального и областного бюджетов по программе «Доступная среда». Все мероприятия реализовывались только из городского бюджета.

Больницы и магазины нашего города для маломобильных граждан – неприступная крепость

Жильцы против пандусов

Чтобы понять реальную ситуацию с пандусами, съездами и возможностью перемещения для людей с ограниченными возможностями по улицам Тольятти, я обратилась за комментариями к жительнице Тольятти Наталье — колясочнице, пользователю давно обсуждаемой доступной среды. Наталья говорит, что в глобальном смысле наш город для инвалида недоступен. Но как человек разумный, она понимает, что по мановению волшебной палочки ничего никогда не бывает. Ситуация меняется, но очень медленно. Надо говорить даже не о доступной среде, а об ее продуманности, логичности. Условно говоря, прилепили к зданию пандус, а перед ним почему-то — бордюр. Или выход с парковки не продумали для инвалида-колясочника. То есть нет последовательности в организации городской среды, потому что у нас за тротуары внутри кварталов отвечает одна служба, за магистральные дороги — другая, за установку пандусов — третья.

Что касается пресловутых пандусов, то Наталья смотрит на них не только как пользователь. Чиновников она тоже понимает. Не так давно изменились СНиПы. Раньше были не такие жесткие требования к углу наклона пандуса. Сейчас угол наклона конструкции не должен превышать 2,9 градуса. То есть пандус должен быть практически пологим. Если будет по-другому и кто-то упадет, чиновника засудят.

Установка пандуса трактуется как реконструкция дома. Для этого по Жилищному кодексу требуется согласие более 50 процентов жителей многоквартирного дома. Объехать всех и поговорить с каждым соседом для колясочника нереально.

Работники городской администрации идут навстречу инвалиду и берут на себя проведение собраний жильцов по установке пандусов. Наталья знает много случаев, когда жильцы голосовали против. Их вредность объяснима. Когда управляющая компания ставит пандус, сначала надо потратить деньги на разработку проекта, на материалы, на зарплату строителей. Деньги берутся из общего фонда дома, из средств текущего ремонта. Готовится законопроект, по которому согласие жильцов не требовалось бы. Но пока вопрос не решен...

Пандуса не дождешься

В Москве — роскошь

Что касается удобных съездов с пешеходных дорожек на пешеходные переходы, то они, по словам Натальи, есть далеко не везде. Только там, где магистраль действительно реконструировали, а не просто заплатки ставили. Пример — бульвар 50 лет Октября. Там пешеходные переходы приспособлены для колясочников, есть нормативное понижение бордюров. Хотя с линейкой их, конечно, собеседница не мерила.

Несколько месяцев назад, по словам Натальи, Минстрой выпустил интересное постановление. Есть многоквартирные дома, которые невозможно приспособить для комфортного проживания инвалида. Постановление регламентирует переезд инвалида в то жилище, где все будет по букве закона. Разве что Москва сможет такую роскошную жизнь колясочникам обеспечить. В нашей столице там, где не могут поставить пандус, ставят подъемник. А в Тольятти и других провинциальных городах на это денег никогда не будет! У нас в первую очередь при дефиците бюджета сокращают социалку, о чем, собственно, и сообщила, повторяем, на заседании комиссии по социальной политике Марина Дыченкова.

Кототерапия

Вам положено 4 поездки

Общее количество поездок в социальном такси в 2016 году в Тольятти составило 41397. Это на 7% больше, чем было запланировано. Среднее количество получателей услуги составляет 478 человек в месяц. Бесплатно социальным такси могут пользоваться инвалиды 1-й группы, в том числе инвалиды, нуждающиеся в гемодиализе. За 50% стоимости проезда в социальном такси могут ездить инвалиды 2-й группы, многодетные семьи. Количество разовых поездок к объектам инфраструктуры — административным зданиям; учреждениям, относящимся к социальной сфере; объектам торговли — предусматривается не более 4 в месяц.

девушка на коляске

фото: stolica-ua.com

Цифра

В Тольятти проживает более 2000 инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

панудс около подьезда

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»
oleangelina@yandex.ru

фото: из открытых источников