Профсоюз требует у Минтруда проверку действий руководства АВТОВАЗа

Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА) направил министру труда и социальной защиты РФ письмо, в котором просит разобраться в правомерности действий руководства АВТОВАЗа, которое, как предполагает профсоюз, незаконно усиливает эксплуатацию рабочих. В письме за подписью председателя профсоюза Петра Золотарева предлагается провести проверку обоснованности увеличения норм труда работникам АВТОВАЗа (с 2013 года по настоящее время) А также правомерность применения иностранных методов организации труда FOS для работников АВТОВАЗа. А также профсоюзы интересуются тем, как были потрачены государственные субсидии для сохранения рабочих мест, — поскольку деньги получены, а увольнения людей продолжаются.

Как объяснил Золотарев, до МПРА постоянно доходят сведения о продолжающихся увольнениях, но по новой, «хитрой» схеме. «У руководства цехов есть приказ по оптимизации численности людей, в соответствии с которым они выявляют «лишних» или незанятых работников и переводят их в другие подразделения завода. А если человек отказывается, его увольняют по статье 77 пункта 7 Трудового кодекса. При этом людей увольняют просто так, без каких либо компенсаций, — объяснил Золотарев. — Сколько так уволено людей с начала года, мы не знаем, но по нашим данным этот процесс идет, причем по нарастающей. В 2014 году АВТОВАЗ избавился от 14 тысяч сотрудников, доведя численность предприятия до 52 тысяч человек. Но Бу Андерссону этого мало, он считает, что для соответствия предприятия мировым стандартам на нем должно остаться 28 тысяч работников».

При продолжающихся сокращениях Золотарев считает, что руководство АВТОВАЗа неправомерно получило от государства субсидию в размере 1,87 млр рублей — специально для сохранения рабочих мест. Еще один момент, который сильно беспокоит профсоюзную ассоциацию, — отсутствие доплат рабочим за рост производительности труда. «Бу Андерссон постоянно говорит о росте производительности труда. Последний раз он заявлял, что производительность труда выросла на 19,4%. Тогда нужно увеличить зарплату на 19,4%. Нагрузка на рабочих растет, а зарплата та же. Это ненормально, — говорит Золотарев. — На АВТОВАЗе рост производительности труда происходит не за счет новых технологий, а за счет увеличения нагрузки на рабочих — физической, интеллектуальной, психологической. С таким подходом роста качества не добиться. Временщикам-менеджерам выгодно за короткий промежуток времени выжать все из рабочих и оборудования и уйти с громадными денежными бонусами. Никто не обращает внимания на состояние человека труда. А ведь на людей, кроме работы, давит множество социальных факторов: постоянный рост цен на товары и услуги, расходы на семью, детей, на медицину. Из-за низкого уровня зарплат работающие люди вынуждены брать кредиты, постоянно переживать за свое шаткое положение. При таких условиях жизни большинство людей труда находится в стрессовом или депрессивном состоянии».

Профсоюз ожидает ответ из Министерства труда в месячный срок. По мнению Золотарева, шансы получить положительный ответ невелики, но они есть.

Петр Золотарев, председатель межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация»: «АВТОВАЗ — это государство в государстве, со своими порядками, и наше государство очень тщательно его оберегает. Но защищать права трудового человека все равно нужно, иначе руководители будут и дальше увеличивать эксплуатацию людей. Будем смотреть, что получится».

рабочие на конвейере АвтоВАЗа

фото: Площадь Свободы

Евгений Халилов, “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников