Приведённые данные вызывают огромную обеспокоенность и тревогу

Автозаводский район Тольятти
фото: Площадь Свободы

Опубликован и проходит обсуждение в органах власти доклад уполномоченного по правам человека по Самарской области, касающийся соблюдения прав и свобод граждан на территории губернии в 2016 году.

Что сразу бросается в глаза при прочтении доклада – это отсутствие желания наглухо залакировать действительность, показать вместо «хижин и дворцов» некие «райские кущи».

Достаточно неожиданно документ, созданный ведомством Ольги Гальцовой, оказался жёстким и информативным, отразившим большое количество проблем, накопившихся и практически не решаемых действующими в губернии элитой и властью.

В год теряем по райцентру

Пожалуй, наиболее тревожным для уполномоченного по правам человека симптомом является уровень смертности граждан Самарской области от всяких неестественных причин: убийств и самоубийств, пожаров и дорожно-транспортных происшествий и др. Таких смертей на территории губернии за 2016 год было зарегистрировано 5109. «Приведённые данные, – отмечает омбудсмен, – вызывают огромную обеспокоенность и тревогу. Это многочисленные случаи ничем не оправданных смертей, в основном – смертей среди населения трудоспособного возраста, потенциально экономически активных граждан, основы благополучной экономики любого государства…»

Гальцова отметила, что потери общества от отравления алкоголем и его суррогатами, результатов распространения ВИЧ-инфекции, от отравления наркотическими и психотропными препаратами и от других напастей сопоставимы с численностью не просто населённого пункта, а административного центра муниципального района области. За 2016 год Самарская область потеряла столько же граждан, сколько проживает в сельских поселениях Исаклы, Камышла, Красноармейское, Хворостянка, Шигоны и Алексеевка.

Среди причин, которые вызывают случаи такой неестественной смертности, уполномоченный по правам человека указала и коррупцию, и халатное отношение ответственных лиц к их обязанностям, и просто невнимание к человеку. При этом, как считает Гальцова, речь идёт не только о невнимании власти к человеку, но и о равнодушии самих граждан друг к другу.

Собирают больше, а лучше не делают

В 2016 году по вопросам, связанным с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в адрес уполномоченного по правам человека обратились жители более чем 70 домов. Проблема у всех одна – ненадлежащее качество выполняемых работ и несоблюдение сроков выполнения этих работ. Ведомство омбудсмена осуществило проверки, в ходе которых было осмотрено 167 домов, в том числе 97 кровель, 46 инженерных систем, 23 фасада и 1 лифт. В большинстве случаев в проведённых работах были выявлены как незначительные, так и существенные недостатки. Кроме того, как отметила Ольга Гальцова, все выявленные нарушения лежат на поверхности, видны невооружённым глазом даже человеку, не имеющему специального строительного образования. Как следует понимать из намёка омбудсмена, строительные экспертизы показали бы куда большее количество проблем, созданных нерадивыми подрядчиками.

Что характерно, в 2015 году собираемость взносов на капитальный ремонт в Самарской области была на уровне 60,4%. В 2016-м уровень сборов взносов поднялся до 90,1%. Казалось бы, имеющийся опыт реализации областных адресных программ, а также увеличение притока денежных средств в фонд на 30% должны были исключить возникновение недостатков и нарушений при организации и проведении такой масштабной работы, но этого, увы, не произошло. Мало того, Фонд капитального ремонта Самарской области, отчитавшись в 2016 году о 100-процентном выполнении краткосрочного плана на период 2015-2016 гг., фактически обманул министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, поскольку на самом деле выполнение плановых показателей составило 65%.

В части решения проблем обманутых дольщиков Гальцова отметила: анализ исполнения организациями принятых обязательств по завершению строительства проблемных объектов и удовлетворению прав требований участников долевого строительства показал, что отдельные инвесторы либо не исполняют своих обязательств, либо допускают волокиту в исполнении, либо исполняют удобным для них способом, не удовлетворяющим участников долевого строительства. Вообще, как отметила омбудсмен, в органы внутренних дел Самарской области поступило 142 сообщения о возможных противоправных действиях в сфере долевого строительства, что говорит о напряжённости ситуации.

Хворостянцы всем довольны, тольяттинцы-нет?

Частью доклада стали социологические выкладки. Так, согласно данным, полученным в результате соцопроса, инициированного уполномоченным по правам человека, жители муниципального района Хворостянский в основном считают, что права человека в Самарской области соблюдаются, – таковых оказалось три четверти опрошенных. Самые низкие оценки дали жители Сызрани, Тольятти, а также Ставропольского района, где только 40% ответов оказались положительными, а треть – отрицательными. Жители Самары оказались «посерединке» – здесь половина жителей дали положительные ответы, четверть – отрицательные и столько же затруднились с ответом.

В ходе опроса жители Самарской области рассказали, что их сегодня волнует больше всего. Так, больше всего жителей губернии (78,2% опрошенных) беспокоит сохранение их права на бесплатную медицинскую помощь, что не удивительно: за последние 10 лет объем платных услуг, оказываемых медучреждениями населению, вырос в 5 раз, при этом доля платных медицинских услуг в общем объёме предоставляемых населению медицинских услуг выросла с 4,6% в 2004 году до 7,5% в 2016 году. Рост поступлений от платных медицинских услуг свидетельствует о прогрессирующем замещении бесплатной медицинской помощи платной.

58% респондентов очень обеспокоены реализацией их прав на жильё, следом с небольшим отрывом идут 48,8% граждан, переживающих о соблюдении их права на труд и достойное вознаграждение за этот труд. Замыкает топ беспокойств переживание 48,8% граждан за сохранение бесплатного образования как для самих граждан, так и для их детей. При этом, если в феврале 2016 года каждый пятый опрошенный указывал на то, что уже не может терпеть своё бедственное положение, то в ноябре 2016 года такой ответ дал уже практически каждый четвёртый. Менее половины опрошенных считают, что они могут отстоять свои гражданские права.

Чего ждем-с в 2017 году?

Жители Самарской области больше всего переживают, что в 2017 году будут расти цены – 84,5% опрошенных предположили, что товары подорожают и это ударит по их жизни. Такое ожидание вполне правомерно. В декабре 2016 года индекс потребительских цен на товары и услуги по Самарской области составил 106,7% к соответствующему периоду предыдущего года: продовольственные товары подорожали на 6,6%, медикаменты подорожали на 4,4%, стоимость услуг пассажирского транспорта выросла на 10,5%, жилищно-коммунальные расходы населения выросли на 5,9%, а медицинские услуги подорожали на 4,1%.

Почти 70% граждан губернии опасаются снижения в 2017 году их доходов и вообще уровня окружающей жизни. И опасения эти не напрасны: в 2016 году было зафиксировано снижение как номинальных, так и реальных доходов населения. Среднемесячные денежные доходы на душу населения составили в 2016 году 26 598 рублей 68 копеек, что на 4,1% меньше аналогичного показателя 2015 года. Реальные же доходы жителей Самарской области сократились ещё больше. По предварительным данным, по сравнению с 2015 годом этот показатель снизился на 11,4%, что существенно больше, чем в целом по Российской Федерации (5,2%).

62,4% граждан Самарской области ожидают трудности с оказанием им бесплатной медицинской помощи. Учитывая, что в 30% государственных медицинских учреждений региона целевые показатели по средней заработной плате медицинских работников, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597, «дорожной картой» в сфере здравоохранения и подпрограммой «Кадровое обеспечение системы здравоохранения», не исполняются, тревоги граждан являются совсем не беспочвенными. Нищенские зарплаты большей части медперсонала государственных учреждений, колоссальный рост нагрузки на врачей (особенно на врачей-терапевтов) – всё это не может не сказаться отрицательно на уровне оказываемой помощи.

Кроме того, министерством здравоохранения Самарской области косвенно признаётся, что причинами обращений и жалоб граждан по вопросам лечения в 2016 году являлись в том числе несвоевременное оказание медицинской помощи, смерть родных и близких… По результатам рассмотрения обращений проводились проверочные мероприятия, принимались меры по улучшению оказания медицинской помощи населению. Из 472 поступивших в министерство здравоохранения жалоб 120 жалоб были признаны обоснованными.

Как ни странно, но 58,3% граждан всё ещё опасаются роста международной напряжённости. По-видимому, это связано с манерой федеральных каналов забивать свою сетку вещания только международными новостями и манерой придавать этим новостям статус первостепенной значимости. Иногда сложно даже предугадать изгибы мысли столичных продюсеров и модераторов фарватера новостной повестки.

Потеря работы в 2017 году беспокоит почти половину респондентов: таковых оказалось 43,3% граждан, что также не удивительно. Увеличение уровня регистрируемой безработицы за 2016 год произошло в Октябрьске, Жигулёвске, Сызрани, Новокуйбышевске. Численность работников, охваченных скрытой безработицей (работающих неполный рабочий день и (или) неполную рабочую неделю по инициативе работодателя, находящихся в простое по вине работодателя, а также находящихся в отпусках без сохранения заработной платы), увеличилась в четыре раза и по состоянию на 11 января 2017 года составила 30 906 человек.

Замыкает шестёрку ожиданий разгул преступности и коррупции, которого в 2017 году опасаются 47,3% жителей Самарской области.

Комментарий

Алексей Краснов, депутат Самарской губернской думы:

– Знаете, а меня поразила ситуация с отчётом Гальцовой. Когда мы, коммунисты, выходим на митинги и говорим ровно то же самое, что и она, нас называют экстремистами, «раскачивателями лодок», политическими маргиналами. Но когда к представителям партии власти выходит уполномоченный по правам человека и обвиняет, по сути, их же в том, что ситуация доведена до предела, что в области полмиллиона нищих, которым уже и выживать-то трудно, эти господа только вяленько так отмахиваются: да ладно, мол, Ольга Дмитриевна, мы же капитализм строим, а вы тут нам про права человека рассказываете. Никто Гальцову не называет «пятой колонной», хотя по факту она говорит то же самое: везде разруха, управляется область бездарно, деньги федеральные есть, но расходуются они из рук вон плохо и так далее.

Гальцова, рассказывая о том, что происходит в области, ничего другого, кроме как эту сокрушительную для власти информацию, дать и не могла. Из каждой части её выступления по факту можно было сделать вывод о том, что чиновники в основной массе своей – это халтурщики, халявщики и бездари, которые не могут сделать того дела, которое им поручено.

Именно поэтому она постоянно говорила про «ручной режим» исправления проблем. А всё потому, что у нас системный – неручной режим не настроен так, чтобы всё делалось как надо. У нас в губернии деньги тратятся на хрустальных петухов, на золотые часы, на сценарии проведения блаженных торжеств, на блогеров и журналистов, на оплату чиновничьих резиденций и полёты на самолётах. И называется это почему-то капитализмом. Да это-то как раз не капитализм. Именно поэтому власть запуталась в том, как ей объяснить принципы существования системы в Российской Федерации, когда миллиарды бюджетных денег и являются, по сути, базой экономики.

«Тольяттинский навигатор»

Автозаводский район Тольятти
фото: Площадь Свободы

Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 11 (436) 18.04.17
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07