Летом прошлого года президент страны подписал закон о внесении многочисленных изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты, часть из которых являются существенными и затрагивающими интересы собственников жилых помещений. Позднее было принято еще несколько законов в сфере ЖКХ. Большинство положений всех законодательных актов начинают действовать с этого года. За комментариями по принятым законодательным актам редакция газеты обратилась к нашему эксперту, депутату Госдумы от Тольятти 3, 4 и 5-го созывов Анатолию Иванову. Вот что он рассказал.

– Да, в 2015 году принято много изменений в Жилищный кодекс и другие законодательные акты в сфере ЖКХ. Не буду говорить обо всех этих изменениях, а назову, на мой взгляд, только наиболее существенные. Так, в Жилищный кодекс внесены изменения, касающиеся полномочий общего собрания собственников жилых помещений. Теперь общее собрание собственников жилых помещений вправе наделить советы многоквартирных домов полномочиями по принятию решений о текущем ремонте общего имущества дома, а председателя – правом принятия решений по определенным собранием вопросам. Кроме того, общее собрание вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета, в том числе и его председателю. При этом такое решение должно содержать условия и порядок выплаты вознаграждения, а также алгоритм определения его размера.

Кстати, закон об обязанности избрания собственниками жилых помещений советов многоквартирных домов был принят в 2011 году, и к этому принятию я имею непосредственное отношение. Дело в том, что в то время был еще депутатом и на прием ко мне с предложениями по ЖКХ часто приходил житель дома 26 по улице Ворошилова Виктор Карякин. Вот он и предложил мне инициировать введение в Жилищный кодекс нормы о праве создания собственниками жилых помещений домовых комитетов – для тех домов, в которых собственники не готовы были брать на себя ответственность и создавать ТСЖ. А контролировать деятельность управляющих компаний собственникам было необходимо, но для этого нужна соответствующая организационная форма. С этим предложением я согласился и отправил его со своим комментарием в правительство страны, а при рассмотрении очередного законопроекта об изменениях в Жилищный кодекс внес соответствующую поправку.

Думаю, правительство после моего к нему обращения также внесло поправку, которая, в отличие от моей, инициировала создание не комитетов, а советов. Кроме того, мое предложение предусматривало право собственников на создание своего представительного органа, а предложение правительства – их обязанность. Эта поправка и была принята.
Также внесены изменения, касающиеся порядка проведения общего собрания собственников жилых помещений.

1. Теперь собственники жилых помещений, обладающие не менее чем 10% голосов, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или ТСЖ с инициативой о проведении общего собрания собственников. На осуществление мероприятий, необходимых для проведения общего собрания управляющей организации или ТСЖ, отводится 45 дней. Общее собрание может быть созвано и по инициативе управляющей организации.

2. Общее собрание собственников жилых помещений теперь может быть проведено, помимо очной и заочной форм, также в форме очно-заочного голосования, когда происходит очное обсуждение вопросов повестки дня, а голосование по ним осуществляется собственниками в письменной форме.

3. Органы государственного жилищного надзора теперь должны вести учет всех собраний собственников жилых помещений и проводить соответствующие проверки, если появится информация о проведении нескольких собраний с разными решениями, то есть должны будут вмешиваться в споры между собственниками. Для этого собственники жилых помещений обязаны сдавать протоколы своих общих собраний в эти органы.

Следующее изменение касается платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества. Теперь эта плата будет включена в графу «плата за содержание жилого помещения», а ее размер устанавливается региональной властью. Данное изменение должно начать действовать с апреля.

Далее – изменение, касающееся введения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые имеют техническую возможность для установки приборов учета коммунальных ресурсов, но их не установили. Такие коэффициенты ранее были установлены постановлением правительства и начали применяться с начала 2015 года, но теперь эта норма введена в Жилищный кодекс. В прошлом году коэффициент повышался каждое полугодие до 1,2. С 1 января 2016 года он установлен в размере 1,4, а с 1 июля и до конца года будет равен уже 1,5. С 1 января 2017-го он вырастет до 1,6. Понятно, что повышение этих коэффициентов приводит к увеличению платы за коммунальные услуги.

Теперь об изменении, которое касается злостных неплательщиков за жилое помещение и коммунальные услуги. С этого года они будут обязаны уплачивать пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России (8,25%) за каждый день просрочки, начиная с 31-го дня и до 90 календарных дней, и в размере 1/130 этой ставки за каждый день просрочки – начиная с 91-го дня просрочки.

Перейду к самым, пожалуй, актуальным изменениям, касающимся капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

1. Теперь региональная власть может освободить собственников новых домов, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта, от внесения взносов на капитальный ремонт на период до 5 лет, начиная с момента включения дома в эту программу.

2. Исключено положение о необходимости заключения договора по формированию фонда капитального ремонта между собственниками жилых помещений и региональным оператором. Теперь исчезло одно из оснований, на которые можно было сослаться при отказе от уплаты взноса.

3. Региональный оператор наделен полномочием по взысканию взносов на капитальный ремонт при их невнесении, а также по начислению пени за просрочку уплаты взносов и их взысканию. Размер же пени и порядок ее начисления остался прежним – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ России за каждый день просрочки.

4. Установлен гарантийный срок капитального ремонта в 5 лет с момента подписания акта приемки работ.

Теперь о льготах по уплате взносов на капремонт для пожилых собственников жилых помещений. Предусматривается, что областным законом может быть предоставлена компенсация расходов на уплату взноса для одиноко проживающих неработающих собственников, достигших возраста 70 лет – в размере 50%, а для достигших 80 лет – в размере 100%. Кроме того, в таком же размере может быть предоставлена льгота для совместно проживающих неработающих собственников, достигших 70 и 80 лет. При этом одиноко проживающими считаются те, кто имеет близких родственников, но проживает от них отдельно.

Льгота будет рассчитываться исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий. Как известно, такой стандарт в Самарской области следующий: 18 кв. м на человека – при трех и более проживающих в жилом помещении, 21 кв. м на человека – при двух проживающих и 33 кв. м – для одного проживающего.

Кроме модернизации Жилищного кодекса, в прошлом году внесены изменения и в другие законодательные акты в сфере ЖКХ, затрагивающие интересы собственников жилых помещений. Одним из них является Закон «Об отходах производства и потребления». Теперь обращением твердых коммунальных отходов займется региональный оператор, который будет отобран по конкурсу на период не менее чем 10 лет. Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов собственников жилых помещений теперь считается коммунальной услугой, плата за которую в квитанции выделена отдельной строкой, а ее размер будет установлен региональной властью.  В соответствии с законом это должно произойти не позднее 1 января 2017 года. Под твердыми же коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся у собственников жилых помещений, в том числе и предметы, утратившие свои потребительские свойства, например выброшенная мебель.

Кроме того, региональной властью принято решение об увеличении с 1 июля размера взноса на капитальный ремонт. Теперь для 5-этажных домов он составит 5,45 рублей за кв. м, а для более высоких – 6,27 рублей за кв. м (вместо 5,07 и 5,84 соответственно).

Скажу еще об одной новации, которую планируется ввести с 1 июля текущего года. Уже разработан проект постановления правительства страны об установлении так называемой абонентской платы за электроэнергию, собранные средства от которой планируется направлять на содержание электросетей. Первоначально планируется установить ее в размере 20 рублей в год с последующей индексацией. При этом в обоснование введения данной платы разработчики указанного постановления ссылаются на опыт европейских стран. С одной стороны, хорошо, что правительственные чиновники ориентируются на стандарты европейских стран, но с другой – возникает вопрос: почему эта ориентация касается только стандартов, ущемляющих наши права и интересы?

у женщины в руках документ

фото: mirkvartir.ua

записал Игорь Астраханов, «Вольный город»

фото: из открытых источников