Накануне Крещения мы встретились с ректором Поволжского православного института протоиереем Дмитрием Лескиным.

С 2009 года в нашем городе реализуется уникальный проект — Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, Митрополита Московского. Это третий вуз подобного типа в России, два его старших собрата отметили свое 25-летие, находятся в Москве. В Поволжском православном институте чтут традиции российского классического образования, соблюдают дресс-код, в качестве развлечений предпочитают балы или «Святочные старты».

Как подчеркнул ректор института протоиерей Димитрий Лескин, теологический факультет обучает кандидатов в священнослужители и специалистов в области религиозной культуры, остальные факультеты готовят специалистов разных профилей, в первую очередь педагогов. Именно педагогика для Поволжского православного института является приоритетным направлением развития. Ко всему прочему направления подготовки «педагогика» и «филология» поддержаны правительством Самарской области, вузу выделяются бюджетные места, то есть это реальная возможность получения бесплатного образования и стипендиального фонда.

Про Интернет

— Отец Димитрий, понятна специализация Поволжского православного института на филологии или музыкальном образовании. Все, что связано с хоровым пением Церкви очень близко. Но вот профиль «информационные технологии» не противоречит ли православию?

— Не только будущего, но и настоящего мы уже не можем представить без информационных технологий. Православный человек не должен отдавать эту сферу на откуп людей, которые не живут нравственными категориями. К сожалению, мы сейчас знаем про Интернет как про клоаку. Тем не менее дети всех людей (в том числе православных) являются пользователями социальных сетей, заглядывают в Интернет, чтобы подготовить различные доклады и рефераты. И прятаться от Интернета, как страусы в песок, мы не можем. Надо дать сейчас и гимназистам, и студентам правильную духовную защиту. Мы должны понимать, что нельзя игнорировать огромные возможности, которые предоставляются при грамотном использовании интернет-ресурса. Но нельзя ни на миг забывать и о столь же огромных его опасностях. Надеюсь, что наши студенты-информационщики, став преподавателями, смогут открыть перед своими учениками целое море образовательных, культурных, духовных ресурсов Интернета.

— Неужели можно контролировать процесс пребывания ребенка в Интернете?

— Не только можно, но и должно. Родители, которые разрешают несовершеннолетним детям бесконтрольно находиться в интернет-пространстве, грешат перед Богом и собственными дочерями и сыновьями.

— Но запретный плод сладок. Как быть?

— Надо находить подходы, которые, с одной стороны, не дают ребенку чувствовать себя обездоленным — всем можно, а мне нельзя. Но, с другой стороны, позволяют отсечь те опасные пути, которыми пестрит интернет-пространство. Конечно, это не просто, но дорогу осилит идущий. Должен сказать с печалью, что Россия является одной из самых незащищенных в этом плане стран. Такого безобразия, которое у нас находится в открытом доступе в Интернете, нет ни в США, ни в странах Европы. Доступность Wi-Fi у нас намного больше, чем в Западной Европе. Это с удивлением обнаруживают люди, которые едут туда учиться.

Семья и школа должны серьезно к этому относиться, на детских компьютерах и смартфонах должны стоять ограничительные программы, лимитированный набор сайтов, которыми пользуются учащиеся. Самой большой опасностью сейчас является не просто «ползание» по Интернету, но социальные сети. Никаких положительных ресурсов семьи и школы не хватит, если ребенок бесконтрольно с самого раннего школьного возраста ежедневно и подолгу находится в соцсетях.

В православной гимназии до седьмого класса пользование социальными сетями среди учащихся не допускается. Это у нас отработано вместе с родителями. После седьмого класса они могут завести свою страницу «ВКонтакте», но при условии, что эта страница достаточно культурна, круг друзей ясен. Она не является закрытой, секретной для родителей и педагогов. Родители должны несколько раз в месяц просматривать эту страницу. Эти меры не излишни, а просто необходимы. Если страница не подконтрольна родителям, ребенок начинает ее прятать, стесняться — это прямое доказательство того, что там что-то не так. До наступления совершеннолетия родители несут духовную и нравственную ответственность за то, чтобы ребенок сохранил свой душевный мир, свое целомудрие.

Элите нужна форма

— Насколько успешно на базе православной гимназии работает проект билингвального образования?

— Этот проект мы реализуем около двух лет. Страной-партнером выступает Италия, соучредителем — Институт итальянской культуры имени Данте. Историческая связь Тольятти с Италией понятна, духовная связь тоже оправдана — наибольшее количество святынь, религиозных памятников находится именно в этой стране. Итальянский язык и лингвострановедение гимназистам пилотных классов преподают носители языка. Второе важное направление — обменные программы, когда наши учащиеся уезжают на разные периоды в Италию, а итальянцы с ответными визитами приезжают к нам.

Итальянцам очень интересна православная гимназия. Причем не только как религиозно ориентированное учебное заведение, но как учреждение, сохраняющее традиции, культуру России. Для них это прививка любви к России. Итальянцы приезжают к нам с хорошей базовой подготовкой. Однажды мы привезли их в Москву, и они, 17-18 летние старшеклассники, оказавшись там впервые, назвали все соборы Московского Кремля. А наиболее продвинутая девочка вспомнила имена даже нескольких кремлевских башен. Это повод задуматься нам самим, российскому педагогическому сообществу.

— У ваших гимназистов есть форма. Какой дресс-код существует для студентов?

— Гуманитарный колледж Святителя Алексия, входящий в нашу систему непрерывного образования, — единственный колледж Самарской области, где есть форма: юбка или брюки с жилетом черного цвета, с левой стороны на жилет нашит бейдж. Форма делает студентов узнаваемыми. К внешнему виду относимся очень серьезно. В институте пока формы нет. Но дресс-код существует, он соответствует православным традициям.

Главный и основной принцип — благородство. Девушка и юноша должны привлекать прежде всего своим интеллектом и культурой. Пирсинг, вызывающая одежда в стенах православного института не допустимы. Это одно из условий поступления. Мы стремимся выступать носителями высокого классического образования и воспитания. Сейчас слово «элита» замылено, лишено правильного содержания, но если вспомнить его первоначальное значение, элита — это та категория людей, которая готова брать ответственность не только за себя, но и за судьбу своего города, области, страны. Такую молодежь мы и хотим воспитывать: творческую, активную, нравственную, любящую свою Родину.

Мазурка — это не игра

— А как же дело с дресс-кодом обстоит на «Святочных стартах», на которые вы приглашали горожан в минувшую субботу?

— Это большой спортивный праздник, который мы уже дважды проводили совместно с соцкультбытом АВТОВАЗа. Конечно, никто там не заставляет бегать и играть в юбке до пят и в соболиной шубе. Соревнования заканчивались хороводом, песнями, чаепитием. В последний раз более 300 человек собралось. Для нас, с одной стороны, важно приобщение молодых людей к народной традиции, поэтому при православной гимназии, например, действует фольклорная школа. С другой стороны, необходимо помнить, что культура, если она у человека есть, пронизывает все уровни жизни, это аристократия духа. Не только народные и спортивные праздники, но и настоящие традиционные балы организуют православная гимназия, колледж и институт.

К таким балам (по обычаю мы проводим их на Масленицу) учащиеся начинают готовиться заранее, за долгие месяцы до их проведения. Подготовка идет на уроках хореографии, которые обязательны и для гимназистов, и для студентов. Они изучают классические танцы: вальс, полонез, мазурку и прочее. Юноши и девушки одеваются соответствующим образом на костюмированный бал, уже сама их одежда обязывает по-другому себя вести. Это больше, чем игра и перевоплощение на несколько часов в определенную роль. Важна среда. Здесь не ряженные, никакой наигранности нет, наши воспитанники этим живут.

— И последний вопрос: легко ли адаптируются ваши выпускники в условиях нашей реальности?

— Я ни разу не слышал жалоб, что наши ученики — белые вороны, которым трудно адаптироваться. Напротив, у них есть противоядие, они умеют отделить черное от белого. Мы стремимся научить их прислушиваться к «компасу», который есть у каждого человека в душе, и руководствоваться им. Его имя — совесть. Самая большая трагедия современности в смещении и даже потере ориентиров. За модным словом «толерантность» часто скрывается не только стремление подорвать традиционные ценности, но и разрушить систему выживания человечества в целом.

Наша справка

Протоиерей Димитрий Лескин, ректор Поволжского православного института имени Святителя Алексия, митрополита Московского, родился 23 июня 1976 г.

ОБРАЗОВАНИЕ:

1993-1998 гг. — МГУ им. М.В. Ломоносова, философский ф-т.
1998-2002 гг. — аспирантура МГУ им. М.В. Ломоносова.
1994-1999 гг. — Православный Свято-Тихоновский богословский институт.
В 2001-2004 гг. — С.-Петербургская духовная академия, кандидат богословских наук.
В 2007 г. защитил докторскую диссертацию в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Факт

Организовали… филармонию!

В Поволжском православном институте, гуманитарном колледже, православной гимназии сейчас обучаются около 1000 человек. В числе студентов института — жители Оренбургской, Ульяновской областей. В числе достижений 2016 года отец Димитрий назвал организацию филармонии Поволжского православного института на базе Учебного центра АВТОВАЗа. Пока прошли два концерта. Первый — презентация, на втором звучали «Времена года» П.И. Чайковского. Дважды залы были переполнены.

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»
oleangelina@yandex.ru

протоиерей Дмитрий Лескин

фото: Площадь Свободы

фото: из открытых источников