Потеря памяти

Новости Тольятти augustnews.ru

Муниципалитет не может позаботиться об объектах культурного наследия.

Накануне в стенах городской думы депутатская комиссия по социальной политике обсуждала работу мэрии, связанную с сохранением и использованием объектов культурного наследия и произведений монументально-декоративного искусства. По сообщению заместителя руководителя департамента культуры Натальи Тонковидовой, по итогам прошедшего 2014 года оформленные в муниципальную собственность объекты культурного наследия, такие как здание гордумы, ДЦ «Русич», театр кукол «Пилигрим», кинотеатр «Буревестник» и здание народного суда, получили из бюджета 5,7 млн руб. на решение вопросов по содержанию и ремонту в рамках оформленных ранее охранных обязательств. Однако более всего беспокойство вызывают вовсе не эти отдельно стоящие здания, а те объекты культурного наследия, которые являются многоквартирными жилыми домами. Таких в Тольятти шесть, все они располагаются в микрорайоне Шлюзовом по адресам: улица Носова, 3 и 5; улица Никонова, 2, 7, 8 и 9. Во всех шести домах, по словам Натальи Тонковидовой, есть жилые или нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. В трех из них мэрия уже оформила охранные обязательства на принадлежащие ей площади. В остальных охранных обязательств пока нет – отсутствуют технические паспорта домов. Их изготовление должно выполняться по линии департамента по управлению муниципальным имуществом, но требует финансирования, которое в местной казне, нетрудно догадаться, пока не предусмотрено. Но и это еще не все. Как заявила Наталья Тонковидова, тольяттинцы, проживающие в квартирах исторически значимых домов на правах собственников, свои охранные обязательства также в подавляющем большинстве не оформили. Соответственно, у людей нет не только необходимых бумаг, но и денег на изготовление проектно-сметной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ. Да и вряд ли эти средства появятся. Ведь в Фонде капитального ремонта Самарской области, например, утверждают: подготовка одного реставрационного проекта на дом обходится в среднем в 2,5 млн руб. И оплатить разработку такого проекта все собственники жилых помещений в доме, будь то муниципалитет или граждане, должны на паритетных началах пропорционально площадям принадлежащих им помещений. Платить десятки, а то и сотни тысяч рублей за бумаги тольяттинцы не готовы.

Как рассказала Наталья Тонковидова, вопросы ремонта жилых домов, признанных объектами культурного наследия регионального значения, тольяттинские чиновники передали во вновь созданное на уровне Самарской области охранное ведомство. Мэрия даже настаивала на встрече с представителями нового органа, но оттуда ответа не последовало. Муниципалитет тем временем пошел дальше и предложил включить все шесть домов в областную программу сохранения значимых объектов. Но и здесь осечка – программа, в принципе, есть, правда, пока не работает. Хотя в департаменте культуры все равно не отчаиваются и полагают: не исключено, что с многоквартирных домов можно снять особый статус, и тогда проблема ремонта решится сама собой.

Для этого, правда, нужно провести специальную историко-культурную экспертизу. Но это, судя по всему, другой вопрос. Главное – эта работа может помочь и собственникам, и муниципалитету. Ведь именно такая экспертиза уже сократила перечень объектов культурного наследия на территории г.о. Тольятти с 25 в 2013 году до 12 в году нынешнем.

Дома домами, но в Тольятти насчитывается и 70 произведений монументально-декоративного искусства, включая памятники, памятные знаки, панно и т.д. Из них 32 объекта в муниципальную собственность уже оформлены, еще 6 включены в план оформления на 2015 год, 10 – на 2016 год, 11 – на 2017 год. Остальные 11 произведений, судя по всему, к муниципалитету отношение имеют относительное, поскольку установлены на территориях, прилегающих к заводам, промышленным предприятиям и пр. Так или иначе, но и здесь депутаты вскрыли проблему, с одной стороны – вроде бы незначительную, с другой же стороны – угрожающую. Камнем преткновения оказалось мозаичное панно «Радость труда», установленное в 70-х годах южнее Дворца спорта «Волгарь».
Когда-то композиция украшала сквер рядом со спортивным объектом. Теперь на месте сквера стоит глухой забор, отороченный колючей проволокой. Внутри все заросло травой и кустами, среди которых уже и не рассмотреть ту самую «Радость труда», которая когда-то привлекала внимание отдыхающих, а теперь фактически разрушается. Почему? Все до безобразия просто. В 2006 году, по словам Натальи Тонковидовой, земельный участок за «Волгарем» вместе с мозаичным панно был передан в бессрочную аренду. Причем никакого обременения арендатор при подписании договора с мэрией не получил. То есть содержать и обеспечивать сохранность панно ему не поручалось, да он, похоже, и не настаивал.

Тем временем, выделив землю в бессрочную аренду, муниципалитет лишился возможности тратить бюджетные средства на содержание и ремонт мозаичной композиции. А нет полномочий – нет и работ ни по самой стеле, ни по благоустройству территории рядом. Мэрия, как сообщила Тонковидова, обратилась, было, в благотворительные фонды за финансовой помощью, но те средств не выделили. В принципе, говорят в департаменте культуры, за дело мог бы взяться департамент градостроительной деятельности, который мог бы размежевать арендованный земельный участок и выделить из его площади кусок, где установлена стела. Но и тут решение вопроса уперлось в набившую оскомину проблему – средств на межевание земли в бюджете города нет. И это несмотря на то, что композицию «Радость труда» этим летом включили в перечень знаковых и социально значимых мест Тольятти. Одно из которых, судя по всему, в ближайшее время может быть утрачено. Неизвестно же, как развернется стройка жилых домов за «Волгарем», разрешение на которую уже выдано. Вдруг покрытая мозаикой стена в непроходимых кустах помешает застройщикам. И те решат ее снести – все равно же обременения от мэрии по сохранению и содержанию объекта не поступало…

Мнение

Алексей Степанов, депутат ТГД:

– Когда мэрия в 2006 году передавала земельный участок в бессрочную аренду, а затем выдавала разрешение на застройку этой территории, мозаичное панно «Радость труда» в сквере за Дворцом спорта «Волгарь» стояло уже не одно десятилетие. Поэтому складывается впечатление, что сейчас все идет к тому, чтобы монументально-декоративная композиция, включенная в перечень знаковых и социально значимых мест, разрушилась сама по себе и была уничтожена. Иными словами, городские власти сначала сами создали себе проблему, а теперь пытаются героически ее преодолевать. К сожалению, на этом отдельно взятом примере мы видим характерную для нашего города тенденцию по отношению к земельным участкам и объектам муниципальной собственности. Мэрия сначала выделяет участки арендаторам или продает их в частные руки, а затем должностные лица, в том числе мэр, разводят руками и говорят, что уже ничего не могут сделать, так как муниципалитет не вправе диктовать новым землепользователям свои условия.

фото: Площадь Свободы

Юлия Романенко, “Площадь Свободы”