Подружка для Шурика

Новости Тольятти augustnews.ru

Скульптуры Елены Василик знает каждый тольяттинец.

Вместе со студентами и преподавателями ТГУ бежит на занятия бронзовый Шурик, памятник первому гендиректору Куйбышевазота Ивану Красюку встречает заводчан у проходной, чиновники городской администрации спешат на службу мимо памятника Николаю Семизорову, актеры «Колеса» ежедневно видят мемориальную доску, посвященную основателю театра Глебу Дроздову.

Памятник-бюст Семизорову Н. Ф. – советскому строителю, руководителю Куйбышевгидростроя, герою Социалистического Труда, почётному гражданину города Тольятти. Фото: Вадим Кондратьев

Автор всех упомянутых работ Елена Василик — доцент кафедры живописи и изобразительного искусства Тольяттинского госуниверситета приехала в наш город 26 лет назад. Окончив художественное училище и институт декоративно-прикладного искусства с красными дипломами, хотела стать хорошим педагогом. Но получилось так, что Елене Степановне сначала одну работу предложили выполнить, потом вторую, третью…

Она с энтузиазмом трудилась над заказами и сегодня очень благодарна ректору университета Михаилу Кришталу за то, что он дает ей возможность реализовываться как творческому человеку. А это очень важно, ведь у Елены Василик есть желание создавать понятные, теплые, близкие скульптуры для людей, чтобы у них всегда было хорошее настроение.

Талант проснулся рано

Творческие способности у Елены Василик проявились в самом раннем детстве, с двух лет она «заболела» рисованием людей и не могла остановиться. Сначала для рисунков бабушка бланки с работы приносила, а потом юной художнице стали покупать альбомы. Раннее пробуждение таланта, впрочем, вполне объяснимо: среди родственников Елены Василик — известный мастер Ростовской финифти по фамилии Хрыков, московский архитектор Иван Котов. Мама моей собеседницы тоже хорошо рисовала, работала конструктором-модельером-технологом одежды, отец трудился в проектной организации.

Как-то лет в шесть маленькая Леночка гуляла по улице и забрела во Дворец пионеров. Ее посадили рядом со старшими ребятами, и она была горда, что ей, как и им, дали все необходимое для рисования. Преподавателем оказалась Тамара Удина, закончившая аспирантуру в Петербурге. Она стала заниматься с Еленой, а потом девочка поступила в художественную школу. Про своих педагогов в художественном училище и институте говорит, что они были жесткие, требования к студентам предъявляли самые высокие, поступить в творческий вуз было непросто. Да и учиться приходилось ценой неимоверного труда. Было много часов, связанных с лепкой, объемом, работой с различными скульптурными материалами. В результате Елена Василик получила то образование, которое хотела.

Работая в госуниверситете с 1991 года, Елена Степановна стояла у истоков создания факультета изобразительного и декоративно-прикладного искусства. За четверть века в своих аудиториях и в коридорах здания на Фрунзе, 2г, она создала микромузей из работ студентов. Одну комнату занимают абсолютно декоративные вещи, например очень необычные светильники, а другую — более классические скульптурные работы: памятные рельефы и круглая скульптура с декоративными дополнениями. Коридоры здания украшают дипломные работы: памятники Александру Блоку, Александру Абрамову (поэту Ширяевцу), скульптурная композиция «Автопортрет студентки», многофигурная композиция «Студенты» и целый ряд декоративной скульптурной пластики. Цель, по словам собеседницы, самая простая — создать добрый климат для обучения студентов.

Подружка для Шурика

Накануне моего визита Елена Степановна работала над скульптурой подружки упомянутого уже студента Шурика. Это будет собирательный образ современной девушки-студентки. Шурик любит учиться, а ее интересует не только учеба, но и студенческая жизнь. Общительная, веселая, симпатичная, в облегающей куртке, юбке-карандаше и с сумкой через плечо. Типичная девчонка из соседнего двора, каких в Тольятти сотни. Для создания образа у одной из своих реальных студенток Елена Степановна «скопировала» глаза, у другой — губы. Но работы еще предстоит много, подружка рядом с Шуриком появится не завтра.

Когда фигуру студентки отольют в металле, ее надо будет поправлять, полировать. Эта авторская проработка обязательна. С Шурика, по словам Елены Степановны, она сточила до 1,5 сантиметра металла бормашинкой. Надела маску, увеличительные стекла, защитные очки — и вперед! Пыль стачиваемого металла еще вреднее, чем каменная. Но дышать ею приходится-таки, потому что литейщики работают не всегда идеально, человеческий фактор никуда не денешь…

Скульптура “Студент” около входа в ТГУ. Фото: Вадим Кондратьев

Среди наиболее удачных своих работ, отлитых качественно, Елена Василик называет мемориальную доску Глебу Дроздову, установленную на здании театра «Колесо».

Мемориальная доска, посвященная основателю театра «Колесо» Глебу Дроздову

Говорит, что все соответствует авторской композиции с учетом текстовой композиции, использован качественный металл. Памятник Ивану Красюку тоже хорошо смотрится, воспринимается людьми положительно.

Памятник И. Красюку – генеральному директору завода “Куйбышевазот. Фото: Вадим Кондратьев

— Кого легче воплотить в скульптуру — знакомого или человека, которого при жизни ни разу не видел?

— По-разному бывает. В человеческих глазах, лицах, мимике остается энергия, которая влияет на скульптора. Когда я работала над рельефом Алексея Андреевича Росовского (председатель Куйбышевского горисполкома с декабря 1964 года по май 1982 года. — Прим. ред.), то общалась с дочерью и другими его родственниками. Они мне дали фильм про Алексея Андреевича, после просмотра которого у меня будто прозрение наступило. Без помощи родственников вообще очень сложно создавать памятники. Самый идеальный вариант, если есть фильм. Я же о реальном человеке рассказываю через его изображение. Причем об очень известном человеке, которого знали сотни, даже тысячи людей. Поэтому ответственность большая….

— Как вы относитесь к новому проекту «Счастливая скамейка», с помощью которого департамент культуры администрации города совместно c фондом «Духовное наследие» имени Сергея Жилкина хочет украсить наши улицы?

— Хорошо, я неоднократно говорила студентам, что Тольятти — современный город, и если появится много разных интересных скамеек, улицы будут абсолютно по-другому выглядеть. Студенты в своих проектах предлагали скамейки из разных материалов, — Елена Степановна взяла в руки макет и обратилась ко мне. — Посмотрите, вот скамейка «Стрекоза» для пляжа, выполненная из металла и дерева. А вот скамейка для набережной из глины. Она сделана в виде доски для серфинга, установленной на двух волнах-ладошках. Это направление связано со стилизацией формы, работой над структурой и образом. Для кабинета я оставила несколько интересных макетов.

Городу нужна прибрежная зона

— Какой памятник вы бы сделали в первую очередь, если бы у вас были неограниченные средства?

— Такая шикарная, сказочная, неповторимая река, как у нас, такие просторы нуждаются в облагораживании. Почему люди из любой лужи стараются сделать райский уголок, а мы не ценим благо, данное природой? При наличии средств мы должны всю прибрежную зону сделать необычайно культурной и изысканной, но в современном решении. Гениальные вещи можно сделать из любого материала. Надо только помнить, что каждый материал предназначен для определенной среды. Если мы очистим берег, будем бороться против загрязнения воды, создадим красивую прибрежную зону, то она станет самым любимым уголком для отдыха горожан.

— Вы себя считаете патриотом Тольятти?

— Это место, где я постоянно нахожусь. Я не могу не любить людей, с которыми общаюсь. 26 лет я здесь, все свои силы отдаю городу.

— Как обстоят дела с памятником первой учительнице в школе № 4? «Площадь Свободы» неоднократно писала об этом проекте…

— Я молюсь, чтобы все получилось. Пока не подписан договор с литейщиками. Тема первой учительницы прекрасна, это подарок судьбы. Потому что там я проявлю себя не только как портретист, но и как художник, создающий творческие, знаковые, многофигурные композиции, которые должны быть интересны и детям, и взрослым.

фото: Площадь Свободы

— И последний вопрос: считаете ли вы, что работы — это ваши дети, которым суждено жить пусть не вечно, но очень долго?

— Скорее работы — это мои духовные соратники. Произведение искусства не может быть бездуховным. Мне хотелось бы, чтобы мои скульптуры хотя бы полстолетия прослужили. Если отливка некачественная, работа очень быстро придет в негодность. Поэтому надо, чтобы люди, которые участвуют в создании работы, были порядочными, добросовестно выполняли свою работу в металле.

Справка

2016 г. — Елена Василик победила в городском конкурсе «Памятник первой учительнице» для школы № 4.

2015 г. — выполнение мемориальной доски, посвященной Алексею Андреевичу Росовскому, председателю Куйбышевского горисполкома с декабря 1964 года по май 1982 года.

2015 г. — работа над мемориальными досками для ТГУ, посвященными Арону Наумовичу Резникову, Сергею Федоровичу Жилкину, Ивану Петровичу Плеханову.

2011 г. (сентябрь-декабрь) — проект и изготовление макета скульптуры «Студент» перед главным корпусом Тольяттинского государственного университета.

2008-2009 г. — 1-е место в конкурсе на изготовление памятника первому генеральному директору ОАО «КуйбышевАзот» Ивану Красюку.

2002 г. — изготовление скульптурной модели памятника в натуральную величину Николаю Семизорову.

2000 г. — выполнение мемориальной доски, посвященной основателю театра «Колесо» Глебу Дроздову.

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»
oleangelina@yandex.ru

Елена Василик. Фото: «Площадь Свободы»