Россиян сейчас трудно чем-либо удивить. Интернет, смартфоны и прочие гаджеты легко вошли в нашу жизнь, привнеся дополнительные удобства и комфорт.

По сравнению с электронными новинками счетчики воды и газа просты в эксплуатации и, как мне казалось до недавнего времени, достаточно надежны. Еще два десятилетия назад про них мало что знали, хотя за границей это было обязательным атрибутом коммунальной жизни. Теперь приборы учета есть практически в каждой квартире – к ним привыкли, их не замечают.

Это удобно и честно: если тольяттинцы летом живут за городом или путешествуют, то за воду, свет и газ уже не переплачивают.

Я живу одна и за все удобства цивилизованной жизни тоже плачу по счетчикам. Последний, газовый, поставила четыре года назад и сразу почувствовала разницу. Стоимость пользования газом для одного проживающего сейчас составляет примерно 87 рублей в месяц, а у меня выходит чуть больше 20. Я очень обрадовалась этому и, чтобы экономить еще и время, стала платить за газ раз в полгода. Поэтому не сразу заметила, что на табло счетчика нет никаких цифр, оно вдруг неожиданно стало чистым.

Диспетчер газовой службы не удивилась, вежливо пояснив:

– Такое бывает, не вы первая. Это вышла из строя аккумуляторная батарея.

– А что мне делать? Я вот тут нашла коробочку из-под счетчика, написано: гарантия 12 лет. Починить-то можно?

– Мы ремонтом не занимаемся, только заменой. Приезжайте в абонентский отдел, оплатите, всё оформим, и выбирайте любой будний день с 8:00 до 14:00. Работники приедут, новый прибор установят.

– Я с утра всегда на работе, после обеда мне проще отпроситься. Может, после 16:00 подойдете?

В ответ – категоричное нет. Пришлось отпрашиваться с работы, хотя начальство это ну очень не приветствует. Когда покупала новый счетчик, разговорилась с продавщицей.

– Почему завод-изготовитель гарантирует 12 лет, а счетчик проработал всего 4 года?

– Потому что села батарея. Сам прибор, скорее всего, в порядке.

– Но мне от этого не легче!

– Вы найдите паспорт на старый счетчик, возьмите сам прибор с упаковкой и отвезите в магазин, где покупали. Вам должны вернуть деньги.

– Хорошо, это я сделаю, хотя возиться неохота.

– У вас, что деньги лишние есть? – с напором спросила продавщица.

– Вы скажите, почему изготовитель обманывает покупателей?

– Знаете, в новых паспортах они уже пишут по-другому. На прибор оставили ту же гарантию – 12 лет, но оговорили работу аккумуляторной батареи – 3 года.

Дома я подсчитала свои расходы: стоимость нового прибора – 2 350 рублей, установка с пломбировкой – 760, итого – 3 110. Потом прикинула, сколько бы я потратила, если жила по тарифу: около четырех тысяч рублей. То есть за прошедшие четыре года я сэкономила всего тысячу рублей! Хотя получится гораздо меньше: ведь плачу раз в полгода, поэтому при перерасчете это учтут и несколько месяцев оформят по тарифу.

А через три, максимум четыре года повторится всё сначала. Мне это не нужно! Но вернуться к прежней жизни без газового счетчика – тоже канительно.

Окунувшись в газовые проблемы, решила поговорить со слесарями, которые пришли менять счетчик.

– Почему батарея так мало проработала? Водяные счетчики ставят на 6 лет, электрические – вообще на 16.

– Ну, сравнили! Все они разные: электрические – понятно, от чего питаются, на воде – механические, а газовые – на аккумуляторе. Ни одна батарея 12 лет не проработает!

– А почему бы вам не заменить эту батарейку?

– Там стоит пломба завода-изготовителя, и мы не имеем права ее снимать.

Круг замкнулся. Получается, что газовые счетчики выгодны всем, кроме самих потребителей. Предприятие-изготовитель гарантировало себе бесперебойную работу на долгие годы. Хотя обслуживающая газовая компания могла бы взять на себя замену батарейки, ведь пломбу сверху она всё равно свою ставит.

Неужели обманутым потребителям, которых, оказывается, очень много, придется обращаться в Госдуму, чтобы законодательно разрешили менять батарейки или уменьшили стоимость злополучного счетчика газа? Прецедент уже есть, правда, немного другой, но тоже связан с гаджетами. Россиянам законодательно разрешили переходить от одного оператора связи к другому, оставляя свой, привычный номер сотового телефона.

P.S. В новых правилах эксплуатации я вычитала, что неисправный счетчик, при соблюдении определенных требований с моей стороны, завод отремонтирует и вернет мне обратно. А зачем он нужен, если новый уже куплен? То есть денег, которые у меня совсем не лишние, скорее всего, не увижу.

Татьяна Иверская, «Вольный город», № 4 (1132) 03.02.17

деньги квитанция за квартиру

фото: nevnov.ru

фото: из открытых источников