Почему выпускники школ сегодня выбирают профессию педагога

Новости Тольятти augustnews.ru

Июнь – месяц волнений и надежд для всех выпускников школ, родителей и педагогов.

Именно в этот период проходят государственные экзамены для учеников 9-х и 11-х классов, на которых они должны продемонстрировать все то, чему на протяжении одиннадцати лет учили их педагоги. Именно в это время будущие абитуриенты должны определиться с выбором своего жизненного пути – с выбором профессии.

Ни для кого не секрет: учителей в Тольятти не хватает, и перед началом прошлого учебного года на сайте департамента образования разместили около 150 вакантных ставок для школьных педагогов. Особенно большие проблемы в городе с нехваткой учителей начальных классов. Отразилась ли востребованность работы учителя на контингенте студентов педагогических вузов? Все ли молодые специалисты идут работать в школу? Кто и для чего сегодня учится в магистратуре кафедры педагогики? На эти и другие вопросы ответила доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой «Педагогика и методика преподавания» Галина Ахметжанова. Кстати, Галина Васильевна – первый Учитель года города Тольятти.

По словам Галины Васильевны, престиж учительской профессии вырос, студенты приходят в ТГУ с высокими баллами по ЕГЭ. Раньше выпускники школ устремлялись в педагоги, только если не поступали в другой, более престижный вуз. Сегодня ситуация изменилась, и причин несколько. Во-первых, чтобы привлечь молодых специалистов после педвузов в школы, в губернии разработаны эффективные меры поддержки. Человек хочет зарабатывать – это нормально. Сегодня молодой педагог до 30 лет, только окончивший вуз и устроившийся в школу, сразу будет получать ежемесячную надбавку к основной зарплате в 5 тысяч рублей. Кроме того, учителям полагаются подъемные от 150 до 350 тысяч рублей, для расчета суммы учитывается удаленность от областного центра.

Во-вторых, как утверждает Галина Васильевна, у молодых мам появилась необходимость в педагогическом образовании как необходимом условии воспитания собственных детей. Да-да, в прошлом году в ряды магистрантов кафедры педагогики ТГУ влилась кандидат экономических наук – Наталья Лифанова. Свою мотивацию она пояснила так:

– Дочь поступила в первый класс, и когда я столкнулась с существующей системой образования, многое в ней меня не устроило. Захотелось изнутри разобраться во всем, ведь семья и воспитание ребенка для меня в приоритете.

Как рассказала Галина Васильевна, практически все выпускники университета работают в школах, техникумах, колледжах и вузах города. Именно об этом говорит статистика. Так, очное отделение бакалавриата в прошлом году окончили 14 человек, по профессии трудоустроились 12 – один выпускник ушел служить в армию, другая выпускница находится в декретном отпуске. На заочном отделении обучились 46 человек, и почти все работают в школах города и области. Галина Васильевна констатировала, что к четвертому курсу студенты уже трудоустроены – в школах им рады, потому что к этому времени студенты имеют определенный уровень педагогического мастерства. Этот уровень закономерен. На кафедре «Педагогика и методика преподавания» работают 4 доктора наук и 6 кандидатов педагогических наук, среди них первый доктор педагогических наук Тольятти – Юрий Андреевич Кустов, член международной ассоциации исследователей детского движения, профессор Ирина Руденко. Ирина Викторовна, кстати, 12 лет назад создала педагогический отряд «Успех». Начала работать с двумя студентами, потом их стало пять, а сегодня педотряд объединяет уже 28 человек. Мотивация начинающих педагогов настолько сильна, что регулярно в свободное от учебы время студенты 1-3 курса работают с воспитанниками детских домов, школ-интернатов, трудятся вожатыми в лагерях ученического актива, волонтерами на городских мероприятиях. Повышенная стипендия – хороший материальный стимул для будущих педагогов. Ирина Викторовна мечтает заключить договор с «Артеком», чтобы студенты ездили туда на летнюю практику.

На самом высоком уровне гранит педагогических наук грызут магистры. У них 100-процентное трудоустройство по профессии. Ведь основной контингент магистратуры – это просто-напросто золотой фонд тольяттинских школ: работающие педагоги, победители конкурса «Учитель года», заместители директоров учебных заведений. Цель у большинства магистрантов самая глобальная – защита кандидатской диссертации. Двое студентов магистратуры прошлого выпуска уже защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

По мнению Галины Васильевны, магистранты достигают таких успехов за счет осознания необходимости достижения вершин профессионального мастерства. Ведь после собственных уроков в школе учителя приезжают в университет и садятся за парты. Следует отметить, что магистратура в ТГУ очная, и студентам ежемесячно выплачивается стипендия. Для особо отличившихся в научно-исследовательской, культурной и спортивной областях раз в семестр назначается повышенная стипендия. Магистратура, конечно же, способствует формированию городской педагогической элиты, которая уже увеличилась на 60 человек.

Интересно:
Особой гордостью кафедры является звание «Золотая кафедра России», которое присвоено коллективу Российской академией образования в 2011 году.

“Площадь Свободы”

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”