Почему тольяттинцы не спешат платить за капремонт

женщина держит квитанцию за ЖКУ

Горожане продолжают активно обсуждать региональную программу капремонта, согласно которой всем нам придется на протяжении 30 лет платить взносы в специальный фонд. Процент недоверия пока очень высок…

Пока сдано три дома

«Ужас: собираемость взносов за капремонт в Тольятти – всего 15 процентов», – написал на днях в своем «твиттере» депутат городской думы Максим Васильев.
Действительно, нельзя сказать, что, получив квитанции, горожане сломя голову бросились их уплачивать. Во многих домах прошли экстренные собрания собственников, где люди делились сомнениями по поводу того, что собираемые с людей деньги будут потрачены на ремонт конкретно их дома. Знаю, что как минимум одно из таких собраний закончилось криками и проклятьями в адрес тех, кто эту программу затеял. Старшая по дому пыталась успокоить народ, говоря: «Хорошо, пока платить не будем! На днях сходим в управляющую компанию, узнаем, что да как… Может, нам этот счет включат в ежемесячную квитанцию за услуги ЖКХ…».

Конечно, управляющие компании к этой программе капремонта прямого отношения не имеют, но люди хотели бы иметь некоего посредника между собой и странной организацией, собирающей взносы. На днях мы поделились сомнениями по поводу эффективности программы с первым заместителем мэра Алексеем Бузинным, который уверил, что собираемые с жильцов деньги пойдут конкретно на ремонт их дома.

– Нужно понимать, что мы должны набирать средства для того, чтобы был источник своевременного ремонта жилого фонда, – отметил он. – Если жители считают, что стоимость обозначенных работ в их доме меньше той суммы, которую они соберут, значит, необходимо обращаться в управляющую компанию, так как ее представители должны были участвовать в составлении смет и графиков проведения ремонта. Если такие факты будут выявлены, то в список могут быть включены дополнительные мероприятия, например по замене лифтов…

Общая позиция властей такова: понятно, что мера непопулярная, однако платить все равно придется, поскольку другого выхода поддерживать дома в нормальном состоянии просто нет. Вот и тот же депутат Максим Васильев написал:

– Многие граждане не знают, необходимо им оплачивать квитанции или нет. Как им быть? Так вопрос не стоит, закон вступил в силу, программа утверждена, и не платить за капитальный ремонт – это нарушение закона.

Что тут скажешь… Люди, в общем-то, не против платить, другое дело – кому и за что… Если по утвержденному мэрией графику капремонт в доме намечен на 2030 год (не все до этого вообще доживут), да еще и коснется он не всего здания, а только кровли, то негодование жителей выглядит вполне логичным.

– На сегодняшний день три многоквартирных дома сданы полностью (ремонт кровли на Ленинградской, 18; Мира, 70 и 74), еще на восьми объектах работы завершены, на 32 они продолжаются,  – сказал на днях руководитель департамента городского хозяйства Вадим Ерин, комментируя старт программы капремонта в Тольятти. – В случае если граждане не будут уплачивать взносы, региональный оператор будет взыскивать их в судебном порядке.

Мы поинтересовались у Ерина:

– Вот вы назвали три адреса домов, где работы уже сданы, причем там выполнен лишь ремонт кровли. За последующие 30 лет, что будет длиться программа, какие-то еще работы в этих домах проводиться будут? Просто хочется понять, сопоставимы ли затраты на проведение работ и те суммы, которые жильцы будут вносить на протяжении трех десятилетий?

– Конечно, сопоставимы, – ответил он. – Мы только-только начали реализацию программы и сейчас пытаемся посчитать, сколько соберем и что на эти деньги удастся сделать. Сейчас выполняются первоочередные виды работ, а сколько их еще на доме необходимо сделать…

Цена вопроса – миллиард в год

На днях в редакцию пришел наш старый знакомый, житель Центрального района Борис Кивилевич, у которого свой взгляд на программу капремонта.

– По моим данным, всего в Тольятти 14,5 миллиона квадратных метров жилья, – сказал он. – Как известно, с каждого квадратного метра в региональный фонд капремонта платится от 5,07 рубля (для домов 5 этажей и ниже) до 5,84 (выше 5 этажей). Давайте возьмем среднюю сумму – 5,50 и умножим ее на эти самые 14,5 миллиона. Получаем около 80 миллионов в месяц, или почти миллиард рублей в год! Сами понимаете, о какой сумме за 30 лет идет речь, хотя я не сомневаюсь, что тарифы не смогут сохранить на нынешнем уровне и обязательно будут повышать.

Наш собеседник подчеркнул, что цифры эти (5,07 и 5,84 рубля) взялись не с полтолка. Утвердившее размер взносов правительство области основывалось на рекомендацию
Министерства регионального развития России, а там, в свою очередь, ссылаются на то, что при определении этого минимального тарифа использовалась статья № 166 Жилищного кодекса «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме». Давайте посмотрим, какой объем работ предусматривает эта статья: «ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, крыши, фасада, фундамента, а также подвальных помещений, относящихся к общему имуществу».

– А теперь – особое внимание! – продолжил Борис Кивович. – Я проделал определенную работу и могу поделиться любопытными цифрами. Судя по приведенной информации, в программу капремонта вошли 2 174 тольяттинских дома. В 660 из них (то есть менее чем в трети) предусмотрен ремонт внутридомовых инженерных систем, в 1 324 – только ремонт крыши, в 76 – ремонт или замена лифтового оборудования, в 99 – утепление и ремонт фасадов, в 15 – ремонт фундамента. Получается, что деньги с нас берут за все, а получим мы в итоге менее лишь малую часть от того, на что вправе были бы рассчитывать. Лет через тридцать половина многоквартирных домов в Тольятти могут стать аварийными, однако спросить с людей, утверждавших эту программу, вряд ли получится, так как на их месте будут сидеть другие. И еще не факт, что сама программа просуществует так долго…

Во время одной из пауз Борис Кивилевич он достал брошюрку с предвыборной программой нынешнего губернатора и говорит:

– Вот посмотрите и скажите, что здесь не так?

Видя мое небольшое замешательство, он продолжил:

– Здесь нет ни одного вопроса, касающегося капремонта и проблем ЖКХ в целом! Выводы делайте сами…

В процессе общения затронули еще две очень важные темы. Первая – договор между собственниками и региональным фондом капремонта.

Придумали такую схему, что, выплачивая первый взнос, люди тем самым автоматически согласовывают этот самый договор, – сказал Борис Кивович. – При этом есть основания утверждать, что документ не защищает интересы жителей. По решению общедомового собрания мы возвратили все платежки, отказавшись делать взносы до тех пор, пока договор не будет с нами согласован.

Квитанция опоздала на месяц

– Еще один важный момент. У меня тут есть заметка из «Аргументов и фактов», в которой говорится, что, согласно проведенному конкурсу, в Самарской области средства фонда капитального ремонта будут храниться в банке «Зенит». В письме, полученном в сентябре из областного министерства энергетики и ЖКХ, также фигурирует эта финансовая организация. А теперь посмотрите на квитанции, которые приходят жителям. Там почему-то указано, что средства будут поступать в филиал «Газпромбанка». Возникает вопрос, какое отношение имеет этот банк к региональному фонду капремонта? Не мошенничество ли это (случаи с поддельными квитанциями уже были в Самаре), или уже успели еще один конкурс провести?

В заключение беседы Борис Кивилевич вновь обратился к Жилищному кодексу, сделав вывод, что квитанции за август мы вообще можем не оплачивать:

– Там есть статья № 171, в которой говорится следующее: «В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации». Теперь читаем статью № 155: «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем… Плата вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем…». Понимаете, о чем я? Налицо грубое нарушение, дающее основание людям игнорировать платежки за август…

Пытаюсь как-то оправдать нерасторопность тех, кто рассылает квитанции и говорю:

– Ну, сейчас говорят, что просто не успели доставить платежки вовремя…

– Не успели? – обрывает меня Кивилевич. – Тогда пусть платят из своего кармана! Мы с вами должны опираться на закон, иначе ничего добиться не сможем.

Зачем нам 100 сливных бачков?

Такая вот любопытная получилась беседа. А чуть позже нам позвонила жительница дома № 91 по улице Ленина. Она представилась Альбиной Александровной и рассказала, что никак не может согласовать с региональным оператором смету на проведение капремонта:

– Дом стоит в плане на 2014 год. Всего 36 квартир у нас, однако в смете пишут, что будут заменены 100 сливных бачков. Мы через мэрию отправили эту смету обратно в Самару. Потом пришла другая, где значится уже замена 32 бачков и 24 энергосберегающие лампочки (нужно, соответственно, 36 и 12). Что же это такое? Звонить им постоянно я не могу (все-таки междугородняя связь), ездить в Самару – тем более. В общем, будем и вторую смету назад отправлять. Непонятно только, когда все-таки у нас капремонт начнется? Пока опять бумаги переделают, подрядчика выберут… Безобразие!

– Что вообще думаете по этой программе капремонта? Хорошее дело? – решил поинтересоваться у Альбины Александровны.

– Если бы была возможность открыть счет конкретно для нашего дома. Но для этого нужно создавать ТСЖ. Людям, в основном, по барабану.

Что ж, давайте подведем итог. Наверное, идея с капремонтом не такая уж плохая, если учесть, что все мы собственники жилья и что государство, больше обеспокоенное ценами на нефть, Крымом и чемпионатом мира по футболу, решать за нас эту проблему не намерено. Отказ от уплаты взносов ни к чему не приведет, если, конечно, весь регион не начнет одновременный бойкот программы. Тогда суды просто захлебнутся материалами о взыскании долгов с неплательщиков, что заставит губернские власти скорректировать программу в сторону уменьшения платежей населением. Но этого, скорее всего, не будет, поскольку, как обычно, позлится народ и побежит в сберкассу, чтобы не прослыть неплательщиком или того хуже – нарушителем закона!

Вчера позвонил одному из знакомых, спросил у него про квитанцию.

– Вчера сходил – оплатил, – грустно ответил он. А ты еще нет? Чуда ждешь? Так не будет его. Выборы-то уже прошли…

 

Федор Жуков, газета «Вольный город»