Пляжный сезон отменяется

Новости Тольятти augustnews.ru

Набережные Тольятти стремительно уходят под землю. Проекты их реконструкции чиновники оценивают минимум в 16 млн рублей.

Эти головные объекты городской инфраструктуры предложили спасать коммерсантам. Причем делать это необходимо срочно, пока они не уничтожены полностью.

В аховой ситуации с перспективой окончательного размытия берегоукрепления обоих районов на днях разбирались депутаты тольяттинской думы в присутствии коллег из СГД, а также представителей областного правительства. Народных избранников особенно возмутило отсутствие в авторитетном собрании специально приглашенных специалистов мэрии, в частности руководителя департамента городского хозяйства Вадима Ерина. Представитель исполнительной власти, по словам депутатов, постоянно игнорирует важные обсуждения в именно думе по его профилю. «Может, Ерин сейчас дыры на набережной латает?» — мрачно пошутил депутат Владимир Дуцев.

Все волны в гости к нам

Бывший руководитель управления главного архитектора ВАЗа Наум Штрих рассказал, что в 70-х годах, когда ВАЗ строил набережную Автозаводского района, учитывалась специфика левобережья нашего водохранилища, где стоит наш город. Дело в том, что ветер в наших местах в основном южный, и именно в сторону Тольятти идет основной массив нагонной волны. В связи с этим при строительстве набережную защитили подводной бетонной стенкой и отсыпали ломовым камнем — бутом. За 40 лет весь этот камень размыло, оголив стены берегоукрепления. Во многих местах из стен набережной напротив 8 квартала отошли целые плиты, вода вымыла насыпь, и под асфальтом зазияли огромные провалы. И это только начало. По словам Наума Яковлевича, сейчас вся сила волны направлена на уничтожение набережной и уже в самые ближайшие годы последствия могут оказаться просто катастрофическими.

Ямы растут день ото дня

С 2013 года, когда провалы только стали появляться, их заливали бетоном и закатывали асфальтом. Но быстро поняли, что от таких косметических мер проку никакого: провалы все равно образуются и растут. Сейчас самая большая яма на набережной Тольятти находится на пешеходной дорожке вдоль береговой ограды напротив 8 квартала. Объем провала на сегодняшний день достиг около 200 кв. метров, и яма продолжает расти.

По словам главы администрации Автозаводского района Игоря Ладыки, буквально на днях в мэрии рассматривали вариант «скоропостижной засыпки» провала бетоноломом с последующей заливкой и восстановлением. Но хорошо, что это не было сделано, потому как стало бы препятствием для проведения нормального инструментального обследования в том числе состава грунта, его плотности. Пока все, что сделано на набережной Автозаводского района, — это ограждение опасного участка. Им признана вся пешеходная дорожка напротив 8 квартала. Заградительные знаки здесь установлены от будки полиции на целый километр в сторону Муравьиных островов. А сама яма ограждена решеткой. Гулять по пешеходной дорожке напротив 8 квартала теперь нельзя. С наступлением пляжного сезона пешеходы, очевидно, будут гулять прямо по автодороге, рискуя попасть под колеса транспортных средств.

На нарушения закрыли глаза

Радует, что в Автозаводском районе берегоукрепление хотя бы прослужило 40 лет, причем при полном отсутствии эксплуатационных мероприятий (честь и хвала советским строителям). А вот набережная Комсомольского района «поплыла» уже практически сразу после приемки в эксплуатацию. Как сообщила в гордуме заместитель руководителя ДУМИ мэрии Ольга Гончарова, набережная была принята в эксплуатацию в 2014 году несмотря на расхождения с проектом — «волевым решением». Чье это решение было — властей городских или региональных, не уточнялось.

Уже в год сдачи объекта в эксплуатацию набережную начало размывать, «поплыла» лестница, ливневые конструкции, образовались дыры в асфальте. И это притом, что территория большей части разрушающейся набережной не соприкасается непосредственно с водой Волги. Как выяснили депутаты, набережная Комсомольского района построена на оползневой территории, которая в принципе потихоньку движется в реку. Ситуацию усугубило отсутствие ливневки на ул. Коммунистической, расположенной над набережной. Вся вода с дороги и от жилых домов идет вниз по склону. Да еще и строители набережной сэкономили: сделали гораздо более узкие, чем по проекту, сливы, которые не справляются с потоками воды. Сливные лотки уже практически повсеместно смыло, разрушения появились даже на бетонных смотровых площадках.

Всего через пару лет после сдачи в эксплуатацию набережной под лестницей образовался внушительный подмыв, лестница вначале зависла в воздухе, а теперь и вовсе переломилась в двух местах. Лестничный марш, как выяснилось, построен абсолютно без опор: бетонную конструкцию просто положили на песчаный склон. А ведь каждый год у нас еще и гидроудары от сбросов на ГЭС…
На многих участках набережной просели газоны, а также несколько световых опор. Отсутствуют ливневые решетки, что уже привело к получению травм отдыхающими. Находиться на набережной сегодня просто опасно.

Кому сказать «спасибо»

За все это, по мнению депутатов, мы должны сказать спасибо проектной организации из Москвы АО «Дар/ВодГео», проект которой, к слову, прошел госэкспертизу, и строительной компании «Волгаспецстрой», которую, кстати, возглавляет депутат самарской губернской думы Алексей Чигенев. По словам Борислава Гринблата, несмотря на то что гарантийный срок (5 лет) на объект еще не истек, спрашивать с Чигенева уже поздно: возглавляемый им «Волгаспецстрой» находится в стадии банкротства.

«На строительство набережной «Волгаспецстрой» получил заказ правительства Самарской области на сумму более 2 млрд рублей. Эти деньги были освоены, причем слово «освоены» ключевое, — рассказал Гринблат краткую историю обустройства набережной. — В 2012 году объект был сдан минимущества, после чего был передан на баланс города Тольятти и наш мэр Сергей Андреев этот объект принял».

Гринблат отметил, что в западной части набережной есть старая и достаточно широкая каменная лестница, сделанная по проекту ТоАЗа. Ее тоже подмывает, она нуждается в некотором ремонте, но эта лестница по крайней мере лет двадцать прослужила.
Депутаты пришли к выводу о том, что в разрушениях набережной виноваты не только строители, но и мэрия Тольятти, которая за все время существования набережной не провела на ней вообще никаких эксплуатационных работ, ни копейки не вложила в ее содержание (кроме затрат на санитарную уборку и вывоз мусора). «Надо было начинать бить тревогу и принимать меры в 2014 году, когда были выявлены первые разрушения, но руководство города ничего не делало. Хотя это гидросооружение, объект повышенной опасности», — заявил Гринблат.

«Город принял этот объект, плюнул на него, и все это просто превратилось в помойку, — обрисовал суть одним махом депутат Владимир Дуцев. — Я дополню, что выше набережной, в районе так называемой дубовой рощи, мэрия выделила землю под строительство жилья. И хотя оно сейчас «заморожено», со временем оно обязательно «разморозится», и тогда все эти дома могут съехать в Волгу вслед за набережной».

Где вы, добрые предприниматели?

— Еженедельно мы выезжаем на набережную и отмечаем лишь ухудшение ситуации: новые трещины, провалы, — сообщила Ольга Гончарова. Однако актов этих осмотров мэрия не представила, так что председателю гордумы Дмитрию Микелю пришлось их попросить отдельно.

Пляжного сезона в Тольятти в этом году, похоже, не будет. По крайней мере в том виде, в каком он был в прежние годы.

Народные избранники пришли к выводу, что сейчас в первую очередь необходимо принять меры безопасности на набережной, или, другими словами, ограничить к ней доступ отдыхающих, выставив там соответствующие таблички и охрану. Мэрия сделала заявку в думу на 1,2 млн рублей для экспертного технического исследования набережной Комсомольского района. Эти деньги в бюджете 2016 года не предусмотрены и, очевидно, будут изыскиваться в каком-то особом порядке.

Пока же народные избранники предложили спасать набережную через механизм концессии (уступка коммерсантам исключительных прав правообладателя на платной основе) на 30-40 лет. «Возможно, найдутся предприниматели, которые возьмут объекты набережной, но с условием обеспечить туда свободный допуск населения и вложиться в ее восстановление, — предложил Борислав Гринблат. — А что вы удивляетесь? Климовский мост могут передать в концессию». «По концессии есть практика других городов, она вполне успешна», — поддержал Гринблата Микель.

Гулять по пешеходной дорожке набережной Автозаводского района напротив 8 квартала теперь нельзя.

Мнение:

Бывший мэр Тольятти Николай Уткин:

-Я по набережной Комсомольского района постоянно гуляю и проверяю. Если вспомнить, историю, то когда пробивали деньги из Москвы на этот проект, мне говорили так: «Мы можем дать вам сколько угодно, потому что Тольятти — единственный город, у которого есть проект». А сейчас привозишь туда москвичей на экскурсию, они говорят: «На черта это было строить?» Потому что там и народу нет и все развалено.

Мнение:

Бывший первый вице-президент ОАО «АВТОВАЗ» Николай Ляченков:

— На примере набережной Комсомольского района мы должны констатировать ненадлежащее отношение городской администрации в городскому хозяйству. Это один из сложнейших объектов городского хозяйства, над которым должен быть особый, тщательный надзор. Своевременный ремонт, замена вышедших из строя элементов. Сейчас, с наступлением теплых дней, надо везде вешать аншлаги «Особо опасная зона, вход запрещен».

Мнение:

Алексей Волков, генеральный директор ЗАО СМТ «Химэнергострой»:

— Сколько стоит экспертиза набережной Автозаводского района, сказать сложно, думаю, что в пределах миллиона рублей. Построили ее добротно. Вы же знаете, как строили во времена СССР, — один в один по проекту. Как в проекте написано, так и строили. Торгов тогда не было. Сейчас же строят по результатам торгов, да еще менеджеры с нулевой квалификацией. Почему, вы думаете, у нас все дороги в ямах? Ямы — это результат торгов. Чтобы выиграть конкурс, компания в 2-3 раза занижает цену. А потом, когда конкурс выигран, думают: «Не в убыток же себе строить». И начинают применять разную хрень… Вот поэтому у нас такие убитые дороги. Набережная Автозаводского района никогда не эксплуатировалась. По-хорошему, владелец набережной должен каждый год смотреть, где что вышло из строя, и доводить ее состояние до первоначального. Где-то что-то подсыпать, укрепить, заменить. Но этого не было. Теперь, конечно, нужно все восстанавливать.

Если пошли разговоры о спасении набережной через механизм концессии, я с этим не согласен. Не будут коммерсанты вкладываться в берегоукрепление. Вспомните, как Чубайс уничтожил энергетику страны, отдав ее в частные руки. То, что создавалось 20-30 лет, было уничтожено за 2 года. Я считаю, что набережной должен заниматься муниципалитет.

Мнение:

Игорь Кадыров, генеральный директор ОАО «Автозаводстрой»:

— Разговоры о том, что на восстановление разрушений набережной нужны сотни миллионов рублей, — это из разряда «бабка сказала». Сейчас нужно обратиться в экспертную организацию, которая проведет освидетельствование разрушения. Нужно найти техническое решение проблемы, составить смету на ремонт. На исследование провала набережной Автозаводского района не нужны миллионы, это будет достаточно недорого — думаю, около 100 тысяч рублей. После этого нужно будет укрепить место подмыва, засыпать и закрыть провал. Это не будет стоить больших денег. Если кто-то говорит, что сейчас нужно исследовать всю набережную, я с этим не согласен. Бюджет очень ограничен, и нужно по средствам решать проблему локально, там, где проблема появляется. Понятно, что решить проблему всей набережной было бы идеально, но сейчас мы просто не осилим это. Исследование состояния всей набережной можно запланировать, например, в течение ближайших пяти лет, когда улучшится экономическая ситуация. Иначе мы сейчас проведем обследование всей набережной, а на ремонт все равно денег нет, она будет стоять еще пять лет, потом придется опять проводить то же самое исследование — город выбросит деньги на ветер. Вы в курсе, например, что у нас подмывается нижний бьеф ГЭС? Так там каждый год проходит драга, и эти места отсыпают песком. Они не отсыпают всю плотину, а только проблемные места. Надо считать деньги.

Факт:
Это все ничье

Спасение набережной Автозаводского района задерживается из-за того, что она до сих пор бесхозная. Формально АВТОВАЗ передал набережную городу в 1997 году. Зарегистрировать ее как муниципальную собственность не удалось из-за отсутствия проектной документации. Говорят, что ее передавали бывшему руководителю Соцкультбыта ВАЗа Михаилу Сочееву и с тех пор ее никто не видел. Институт, проектировавший набережную (Гипрокомунстройтранс), существует по сей день. В связи с этим у депутатов возникла мысль выкупить проектную документацию там, если она, конечно, сохранилась.

Тем временем мэрия пошла по пути оформления набережной на муниципалитет через признание ее бесхозяйной. В 2008 году техническим заключением были проинвентаризированы все объекты комплекса набережной. В их числе — волноотбойная стена, две набережные с железобетонным шпунтом, причальная стенка, подпорная стенка, плескательный бассейн, спуски и лестничные сходы. В конце 2015 года все эти объекты были поставлены на учет в регпалате как бесхозяйные, и через год, то есть уже в 2016 году, мэрия сможет через суд оформить их на баланс горадминистрации.

Смотрите: Набережная Самары
Площадь СВОБОДЫ

фото: Площадь СВОБОДЫ