Пассажирские перевозки Тольятти: борьба за маршруты будет жаркой

В противостоянии мэрии Тольятти и альтернативных перевозчиков поставлена точка.

Управление Федеральной антимонопольной службы России оставило без удовлетворения жалобу тольяттинских коммерческих перевозчиков. Тем самым была поставлена точка в противостоянии мэрии Тольятти и частников.

Из истории вопроса

Коммерсанты, занимающиеся перевозками, перестали спать спокойно, видимо, тогда, когда научно-исследовательский проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры из Санкт-Петербурга разработал Концепцию улично-дорожной сети, а вместе с ней и Концепцию развития транспортной системы Тольятти.

Уже по ходу публичного обсуждения документа стало ясно: правила игры на рынке пассажирских перевозок изменятся, причем, станут заметно жестче. Разработчики обратили внимание, что в городе действует довольно много дублирующих маршрутов, и посоветовали это исключить, сократив количество маршрутов до 84. Другой совет от разработчиков: увеличить на дорогах количество подвижного состава большей вместимости. Обилие вертких «газелей», наблюдаемое сегодня на дорогах, вовсе ни к чему.

Отсюда вывод: количество перевозчиков может резко сократиться. Городская власть не делала тайны из того, что будет сформирована новая маршрутная сеть.

Рекомендации ученых давались не просто так: новая сеть выстраивалась на их основе. Но самое главное все же то, что делалось это для блага пассажиров, чтобы им было комфортно и удобно передвигаться. Проведенная работа давала возможность улучшить качество перевозок пассажиров. Был установлен час икс – новая маршрутная сеть начнет действовать с 1 января 2015 года. И работать на ней будут лишь те из перевозчиков, кто сможет победить в конкурсе, а значит, сможет соответствовать тем требованиям, которые предъявляет муниципалитет.

Представители всех перевозчиков – и коммерческих, и муниципальных – могли работать в открытой рабочей группе, где и формировались условия конкурса. Как вспоминает руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Павел Баннов, если перевозчики видели, что какому-то требованию они не соответствуют, они, естественно, считали, что нарушаются их права. И чем дальше, тем напряженнее становилась ситуация. Когда все позиции по конкурсной документации были сформированы на 90%, недовольные запустили первых ласточек – две жалобы в прокуратуру. Но, рассмотрев их, орган надзора не нашел никаких нарушений.

Дальше – больше: на заседании Тольяттинской городской думы коммерческие перевозчики обосновали свою позицию, почему им не нравятся новые правила игры, и даже припугнули: мол, если не будет по-нашему, мы можем и на конкурс не выйти, останутся тогда горожане без транспорта. Однако в мэрии не дрогнули, и все оставили без изменений. 11 ноября был объявлен конкурс. Тогда в ход пошла тяжелая артиллерия. 24 ноября ряд организаций – ООО «Маяк», ООО «Интерколор», ООО «Лайн Сити», ООО «Сити-Транс-Сервис», – осуществляющих пассажирские перевозки по внутримуниципальным маршрутам, обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области с жалобами на нарушение мэрией Тольятти антимонопольного законодательства при организации проведения конкурса и требованием его приостановить.

Что не устраивает коммерсантов

Во-первых, они недовольны тем, что подвижной состав должен быть оборудован системой GPS-навигации. Между тем это прямо предписывается федеральным законодательством для любого перевозчика, осуществляющего перевозки на территории Российской Федерации. Возникает вопрос: почему коммерсанты не читали закона, которым должны руководствоваться в своей деятельности? Смелый порыв пойти поперек закона Павел Баннов прокомментировал так: «Их никто не лишает права что-то оспаривать, если они считают, что это им не надо. Но мы это требование включили для того, чтобы четко контролировать выход на маршруты того количества подвижного состава, который необходим для перевозок. Это очень важно».

Еще бы не важно! Департамент дорожного хозяйства и транспорта просто завален жалобами населения, которые поступают в муниципалитет аккурат на протяжении пяти последних лет. Это как раз период действия договоров с коммерческими организациями. Перевозчики в часы пик – утром и в то время, когда у большинства предприятий и организаций заканчивается рабочее время – переполняют свои маршруты избыточным количеством транспорта. Максимальное количество пассажиров выходит на магистрали, и за ними фактически начинается охота. Водители маршруток начинают соревноваться между собой, устраивают гонки. Смысл этой феерии на дорогах понятен – водители хотят побольше заработать. Но пассажирам это ничего хорошего не сулит. К тому же подобная дорожная ситуация ведет к росту ДТП. Еще свежо в памяти происшествие, когда микроавтобус, мчавшийся по 131-му маршруту, врезался в дерево. В итоге пострадало девять человек. Зато межпиковые нагрузки перевозчиков, похоже, мало волнуют. Вечерами количество маршруток на дорогах заметно сокращается, в выходные дни – тоже. Народа на остановках мало, и этому малому числу приходится туго – транспорта дожидаются только очень терпеливые тольяттинцы. Согласно расписанию ходит только муниципальный транспорт – автобусы и троллейбусы.

Коммерсанты же работают так, как им удобно. Система ГЛОНАСС позволяет контролировать не только наличие или отсутствие подвижного состава, выполнение расписания движения, но и увидеть реальную скорость движения. Иными словами, муниципалитет с помощью этой системы получает необходимую, а главное – объективную информацию, которая позволяет делать соответствующие выводы и которая не подвергается сомнению ни со стороны заказчика, ни со стороны исполнителя. Такова общемировая практика.

Во-вторых, частные перевозчики не хотят перевозить льготные категории граждан и устанавливать в своих машинах считывающие устройства. Жителям Портпоселка, которым первым предложили воспользоваться льготами на маршрутках, с лихвой почувствовали на себе сопротивление по этому поводу. Микроавтобусы проезжали мимо пожилых пассажиров, ну а если останавливались, то водители порой не стеснялись хамить, лишь бы не возить тех, кто не заплатит наличными. Но перевозка льготников – это тоже федеральная норма, которую обязаны выполнять перевозчики независимо от организационно-правовой формы. Свое нежелание перевозить льготников коммерсанты, конечно, облекали в «красивые одежды». Мол, возникнут трудности с получением компенсационных выплат за такой провоз. Компенсации, мол, идут из федерального и областного бюджета и поступают не сразу. Муниципальные транспортные предприятия могут ждать, у них дотации из городского бюджета, а у частников нет. Чтобы граждане могли пользоваться в маршрутках электронными проездными документами, коммерческим перевозчикам придется установить считывающие устройства. А это, само собой, дополнительные затраты и немалые, которые единовременно обеспечить не получится.

– Это их проблема, – считает Павел Баннов. – За все годы они весь доход от перевозок оставляли себе, тратили на себя любимых, а не на развитие бизнеса. Мы всегда говорим, что наши муниципальные транспортные предприятия работают в других условиях, нежели частники: у водителей официальная зарплата, официальные затраты на ГСМ и прочее. Сектор частных перевозчиков находится как бы в тени. Это неправильно. Мы обязаны играть в одинаковых рамках. Так требует закон. Хотят или не хотят, а считывающие устройства придется ставить. Только для того, чтобы получить компенсации. Другого подтверждения затрат для Минтранса нет.

В-третьих, перевозчиков не устроили также предусмотренные договором штрафные санкции за невыполнение всех этих обязательств – несоблюдения расписания, интервала движения, количества транспорта на маршруте и т.д. Не нравится им и условие об изменении стоимости проезда не чаще одного раза в год. Однако, если объективно оценить то, что требует муниципалитет, становится очевидно, что все усилия направлены на то, чтобы обеспечить безопасные, комфортные и доступные перевозки для пассажиров. И ничего более. Это прямая обязанность муниципалитета, которую и собираются выполнить чиновники. Принять новые требования для большинства перевозчиков оказалось не по силам, потому что это означало бы отказаться от прежней вольготной жизни. Жизнь под постоянным контролем, когда доход становится учтенным, кажется не такой привлекательной.

Предсказуемый финал

1 декабря в Управлении Федеральной антимонопольной службы России по Самарской области состоялось рассмотрение жалоб тольяттинских коммерческих перевозчиков. Они были полны эмоций и пожеланий. Но вот ссылки на нарушения действующего законодательства в них не было. В итоге жалобы на действия мэрии Тольятти признаны необоснованными. Так что проведение конкурса не приостановлено. 12 декабря состоится вскрытие конвертов. Несмотря на недовольство, которое выказывали коммерческие перевозчики, заявок поступило на удивление много. Сформировано 13 лотов, и на каждый претендует от 4 до 6 заявок. Угрозы не участвовать в конкурсе на практике оказались пустым сотрясанием воздуха. Борьба за маршруты обещает быть жаркой. Будем надеяться, что победят самые достойные, а в выигрыше окажутся пассажиры, ради которых все и затевалось.

маршрутные микрооавтобусы форд

еженедельное рекламно-информационное издание «Вести региона»

фото: из открытых источников