18 апреля – Международный день охраны памятников и исторических мест (День всемирного наследия). К этой знаменательной дате, 16 апреля, Тольяттинский краеведческий музей открывает выставку «Монументальные памятники в моделях художников». На ней представлены модели, имеющие отношение к «Памяти места» и монументальным произведениям города, сохранившиеся в фондах краеведческого и художественного музеев. Примечательно, что моделей (уменьшенных копий памятников) совсем немного, и что они не только раскрывают тему реализованных, нереализованных и утраченных объектов города, но и выступают маркерами к судьбе художника – творца, неизменно и во все времена испытывающего муки рождения красоты в этот и без того прекрасный мир.

Модели памятников на выставке представлены в сопровождении фото-ряда архитектурных и монументальных достопримечательностей города, в основном, военно-патриотической направленности. При этом, скульптурная форма резко выделяется остротой непосредственного переживания - даже тему войны она передает через призму человечности. Так, например, это происходит в двух моделях тольяттинского скульптора А.М.Кузнецова, выполненных для мемориального комплекса «Прощание» в с.Федоровка. Художника волнует вопрос: в сюжете, где мать провожает взрослого сына на войну, какова должна быть дистанция между персонажами, если они расстаются, пожалуй, навсегда? Скульптор представляет две версии решения художественной (и нравственной) задачи. На одной модели персонажи повернуты лицом друг к другу, мать бережно касается груди солдата, как бы заговаривая материнской молитвой его сердце на жизнь, беззвучно моля о продлении прощальных минут близости. На другой модели она стоит отрешенно, скрестив ладони на животе (в котором некогда зародилась Жизнь), а сын опускает венок на промерзшую землю, глядя прямо в глаза зрителю. В материале в Федоровке, потерявшей в годы Великой Отечественной войны девяносто сельчан (их имена выбиты на мемориальных плитах комплекса), была реализована первая модель – не может художник оставить матерей без надежды, без образа Встречи, пусть и после смерти.

На выставке показаны еще три модели А.М.Кузнецова на тему войны. Среди них две версии памятника маршалу Жукову: кроме бюста, который ныне расположен в 11 квартале Автозаводского района, есть модель полководца в полный рост, в развевающейся плащ-палатке (военный, невысокого роста…). Примечательна также модель монументальной композиции, которую выполнил Кузнецов для увековечивания улицы в память о военфельдшере, ставропольчанке Клавдии Вавиловой: Клава стоит в гимнастерке около калитки родного дома (напомним, что женщина не вернулась с войны). В реальности объект не воплощен - реализована мемориальная доска Вавиловой на красной кирпичной стене в начале улицы, названной в ее честь.

Скульптор Кузнецов в своем творчестве не ограничивает пространство социальной памяти военной тематикой – он свободно чувствует себя и в глубине веков, реализуя в материале, например, модели памятника Татищеву. Кто бы мог подумать, что на месте знакового Всадника на набережной Портпоселка мог бы располагаться кузнецовский Василий Никитич – или на коне, или даже пеший, по-отечески обнимающий двух босых калмыков, с землемером в руках, накануне рождения нового города (естественно, «в чистом поле», «с чистого листа»)?! Можно пофантазировать, как бы выглядела тогда набережная и сколько горожан людей узнали, что первыми жителями Ставрополя были люди с узкими глазами…

Кроме моделей Кузнецова, на выставке представлена единственная модель другого замечательного скульптора – Ш.Зихермана – «Пастух с волынкой». Произведение было создано в рамках Первого в РФ Симпозиума скульпторов по камню, прошедшем в Тольятти по инициативе Ш.Зихермана в год 250-летия города, в 1987 году. В рамках Симпозиума лучшие скульпторы города, Москвы, Ленинграда создали десять скульптурных композиций. Из них сохранились четыре: «Лето» у «Олимпа», «Сон» у «Сатурна», «Танец» у 1-го комплексного общежития и композиция «На берегу» в «Парке Победы».

На Симпозиуме другой тольяттинский скульптор – И.Бурмистенко - создал скульптурную композицию «Русалка». Однако, когда представители приемочной комиссии, состоящей, преимущественно, из людей, далеких от искусства, стали задавать унижающие художника вопросы, Бурмистенко расколол свою скульптуру… Тема «Ангелов» - вот, что его занимало последние годы жизни. Небесные светлые существа, посланники божественного мира, скорбящие о человеке и человечестве, всегда готовые ответить на зов, мольбу, раскаяние, тишину, вдруг возникающую в сердце, когда слова истощены отсутствием смысла. Бурмистенко стал автором «Скорбящего Ангела» в Городском парке (мемориала, посвященного жертвам политических репрессий, реализованного уже после смерти скульптора). В запасниках музеев данной модели нет, однако, сохранились другие по данной теме. Поэтому заключительным аккордом выставки стали модели двух «ангелов» Бурмистенко, с прозаическими названиями, которые нынче не говорят вслух: «Не лги» и «Плачущий ангел». «Разве ангелы плачут?», – усмехнется зритель. Нет, это доступно только большим художникам. Но слезы их – радость для нас, рождающаяся, умирающая, возвращающаяся из небытия.

Вход на выставку свободный.

Любовь Черняева,
зав.сектором проектной деятельности ТКМ, куратор проекта «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере»

Информация о скульпторах:
Кузнецов Алексей Михайлович. Член Союза художников СССР – Союза художников России,  Заслуженный художник России, скульптор, г.Тольятти. Родился в с. Енотаевка Астраханской обл. в 1950г. В 1973г. закончил Астраханское художественное училище, в 1983 - Харьковский государственный художественно-промышленный институт, отделение скульптуры. В Тольятти с 1974г. Начало творческой и выставочной деятельности - 1978г. Участник городских, областных, региональных и Всероссийских выставок.

kuznetcov-aleksei-mihailovich

kuznetcov-proshchanie

kuznetcov-osnovatel

Зихерман Шандор-Роберт Матьяшевич. Советский и венгерский художник. Член Союза художников СССР - Союза художников России, член Союза художников Венгрии, Общества венгерских скульпторов, Всемирной ассоциации художников-медальеров. Родился 6 апреля 1935г., Унгвар, Чехословакия. В 1964 году закончил Мухинское училище. В 1972 году переехал в Тольятти по приглашению администрации города для организации культурной и художественной жизни. С его помощью в городе появились творческие мастерские, он способствовал появлению лицея искусств, картинной галереи. При нём и, во многом, благодаря ему открылось тольяттинское отделение Союза художников. В 1987г. Шандор Зихерман организовал в Тольятти первый российский симпозиум скульпторов. В1989г. переехал в Будапешт. Свой переезд объяснил так: "В свое время в Союзе мне не давали выставляться, говорили: "Вы не русский художник". Себя Зихерман называет венгерским художником русского происхождения. Зихерман известен как автор скульптурных памятников, гобеленов, мозаик, фресок, а также медалей. Его работы представлены в Эрмитаже и ещё 20 музеях Европы. 6 апреля 2015г. Зихерману исполнилось 80 лет. Сайт художника: http://zicherman.eu

shandor-2006

zikherman-volynshchik

Бурмистенко Игорь Степанович (1937– 2003).  Член Союза художников СССР с 1976 г., Союза художников России, скульптор.  В 1963 году окончил Ленинградское (Таврическое) художественное училище по специальности скульптор. Работал в городах Краснодаре, Липецке, а с 1974 года – в Тольятти. Участник городских, областных, региональных, республиканских и международных выставок. Монументальные работы И.С. Бурмистенко находятся в городах Краснодаре и области, Липецке и области, Ростове и области, в Самаре, Отрадном, Жигулевске, Тольятти. Бурмистенко – автор монументальных памятников, портретов и декоративных рельефов. Наиболее значительной своей работой он считал композицию «Библейский сад» и незавершенную серию из 6 скульптур «Ангелы и мы».

burmistenko-igor

burmistenko-ne-lgi-2

burmistenko-plachushchii-angel

фото: Тольяттинский краеведческий музей

фото: из открытых источников