Оценили настоящих мужчин

Новости Тольятти augustnews.ru

В «Колесе» состоялась премьера спектакля «Пегий пес, бегущий краем моря» по одноименной повести Чингиза Айтматова.

«Притча о настоящих мужчинах» – так определил жанр постановки ее автор – режиссер Даниил Безносов. Признаюсь, я с некоторым скепсисом рассматривала программку перед началом спектакля. Ну не каждый день у нас советского классика Айтматова в театрах ставят, согласитесь. Да и жанр притчи самым распространенным не назовешь. А еще, если мне не изменила филологическая память, в повести «Пегий пес, бегущий краем моря» рассказывалось о суровых буднях нивхов – совсем крошечного народа, живущего где-то на Севере. Ну кому сегодня в столице буксующего российского автопрома эти самые родственники чукчей интересны?

Мало того, на премьеру в «Колесо» учителя привели не один десяток школьников-подростков. Ну, думаю, замес не для слабонервных, сейчас детки телефонами зазвенят и фантиками от шоколадок зашуршат под неуместные шуточки и глумливый хохот.

Но детки полтора часа (именно столько шел спектакль) просидели, не шелохнувшись, да и другие зрители тоже. История из жизни нивхов, живущих за сопкой Пегого пса на берегу сурового Cеверного моря, заворожила всех. Полтора часа зал следил за судьбой мальчика Кириска, который вместе со своим дедом Органом, отцом Эмрайином и дядей Мылгуном отправился на морскую охоту. На первую охоту в своей мальчишеской жизни! В пути охотников внезапно настиг шторм. Им удалось выжить и удержать лодку на волнах, но после крушения все вокруг окутал туман. Никто не знал, куда плыть, лодку унесло течением в неизвестном направлении. Человек оказался бессильным в схватке со стихией.

Много дней охотники дрейфовали в неизвестном направлении. У них остался лишь бочонок с водой, который стремительно опустошался. Перед каждым встал тяжелый выбор, ведь выжить мог лишь один из четверых охотников. Ситуация выбора, ставшая, по-моему, кульминацией спектакля, и держала зрителей в эмоциональном напряжении.

Распределение воды – ответственное дело, которое взял на себя старик Орган. Его роль в постановке исполнил Сергей Максимов. Как старейшина рода Орган в какой-то момент принял решение не пить совсем, а вскоре решился и на более отчаянный поступок – бросился в море. Спасти мальчика – главная задача, ведь он – будущее рода.

Зрители, судя по реакции зала, признали интонации монологов Сергея Максимова вполне убедительными, как, впрочем, и игру Артемия Кондрашова – Кириска.

Когда вслед за Органом в свой последний путь ушли Мылгун (Ян Новиков) и Эмрайин (Андрей Амшинский), Кириск лежал в лодке полумертвый, ослабший. Зрители поверили: у паренька нет сил даже на то, чтобы допить последние капли из бочонка. Но… в самый последний миг перед глазами Кириска появился Пегий пес, а это значит, что герой добрался-таки до дома, жизненная сила в нем поборола стихию. И главное – он стал настоящим мужчиной, смелым охотником, достойным преемником своего деда и отца. Пройдя инициацию, выдержав все испытания, Кириск уже не будет обузой для своего племени. Вот такая получилась притча, назидательный рассказ то есть, но без особого пафоса и надрыва!

В общем, советую прийти в «Колесо» и посмотреть интересную трактовку известной повести советского классика Чингиза Айтматова. Моей подруге настолько понравилась постановка Даниила Безносова, что она даже запись в книге отзывов оставила. Возможно, кто-то будет сравнивать трактовку Даниила Безносова с известной экранизацией «Пегого пса», выполненной Кареном Геворкяном в начале 90-х, но это, как говорится, совсем другая история…

Интересно:

Отдельной строкой хочется отметить сценографию Михаила Кукушкина. Он сумел создать на сцене полную иллюзия великого тумана, поглотившего и море, и землю. Постепенно очертания героев становятся совсем призрачными, растворяются буквально на глазах, реальный мир сменяется мифическим, где царствует Рыба-Женщина (Чингиз Айтматов, как известно, славился своим мифотворчеством). Чувство опасности, тревоги поддерживается с помощью световых эффектов, также в постановке используется интересная песочная анимация. Ну а яркий, привычный театральным зрителям свет появляется только в финале спектакля.

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”