Отличный подарок от юных актеров

Город получил к своему дню рождения отличный подарок от юных актеров студии «Оперение» Константина Хабенского.

Премьерный показ спектакля тольяттинской студии «Оперение» «Наш Федот в Тольятти живет… или Как мы семьей Федота выбирали» прошел на настоящей театральной сцене. Театр «Колесо» предоставил студийцам Константина Хабенского свой зал накануне дня города. А город получил к празднику отличный подарок от юных актеров и их наставников.

Выбор

История про Федота и давняя, и взрослая. Но переписывать приключения стрельца для детей в Тольятти никто не собирался. Как рассказал режиссер спектакля, дипломник знаменитой столичной театральной «Щуки» Вячеслав Щелканов: «Уже в названии спектакля «…как мы Федота выбирали» есть момент выбора. Выбор есть всегда.

Играть в спектакле или не играть, быть попечителем студии или не быть. Помогать детям или не помогать. Мы никого на роли специально не искали, просто пустили клич. Иногда казалось, что наши участники настолько попадают в образы, что у многих непрофессиональных участников произошло проявление актерских качеств. И Генерал у нас в спектакле очень мощный, и Царь очень эмоциональный, и все на своем месте.

Текст Леонида Филатова мы не меняли, хотя в спектакле есть очень современные предметы и решения и свежие театральные находки. При этом я не приходил на репетиции с готовыми листочками, на которых все расписано. Нет. Мы искали форму вместе с ребятами. Это и был процесс сотворчества. Так получилась необыкновенная форма. Мы нашли в Леониде Филатове свой интерес. В творчестве нет какой-то гирьки или эталона. Мы придумали нечто и готовы выйти на диалог со зрителем».

Олень

Форму, придуманную режиссером Вячеславом Щелкановым, от души похвалила актриса Московского художественного театра им. А.П. Чехова Кристина Бабушкина, которая по просьбе Константина Хабенского исполнила в спектакле роль Няньки: «Форма замечательная, потому что ты понимаешь, что можешь выйти прямо из зрительного зала, перешагнуть рампу и существовать уже как артист. Так же, как в жизни: перешагнуть, сделать еще один шаг и начать помогать детям. Перешагнуть и пуститься в творчество и открыть для себя что-то новое. В этом очень глубокая философская мысль. Конечно, самый важный акцент — дети. Понятно, что мы делаем все для детей. Но сегодня у меня по прилете было другое главное впечатление — от того, что я увидела на сцене попечителей и родителей. Все они принимают участие в этой постановке. Все взрослые абсолютно по-детски заражены режиссером, который придумал всю эту чудесную игру. По-моему, такого еще не было. И я с удовольствием окажусь на сцене с этими ребятами и с их потрясающими родителями и попечителями».

Взрослых исполнителей главных ролей ребята действительно «выбирали» буквально из зрительного зала. Кто-то выводил на сцену маму или отца, кто-то приглашал сыграть роль Царя члена попечительского совета. Преображений в смысле грима или костюма почти не было. Но арбитражный управляющий тут же становился настоящим Царем, да еще с каким крутым по-филатовски характером, а Голубка очаровывала нежностью и умением надеяться на разные полезные чудеса. Вот и заказанный врединой и самодуром царем Олень выехал на сцену… в роликовых коньках.

Словом, характер Филатовской пьесы читался легко и сразу, и дети озорно помогали выйти на сцену тем, кто этого действительно захотел.

Царь

Захотел стать на время артистом представитель попечительского совета, взрослый солидный дядя Андрей Катышев. Он без опыта и предубеждений влился в юное актерское сообщество, хоть прежде и не считал театральную тему своей. Зато, кроме трех месяцев репетиций, в его эмоциональном загашнике теперь отложились многочасовые беседы с режиссером спектакля про драматургию и творчество Леонида Филатова. Этого оказалось не так уж и мало, чтобы персонаж попечителя получился таким колоритным и смешным.

«Все возникло спонтанно. У детей — желание играть, у попечителей — помогать, у родителей — чтобы их дети нормально развивались. Поверьте, это все от души и для детей, которые играют в спектакле. Поэтому нам уж приходится где-то забыть о возрасте, о должностях. Но повеселиться в такой компании, да еще и с Кристиной Бабушкиной — так это вообще! — поделился околопремьерными эмоциями Царь. — Прекрасный проект. И жить ему — долго-долго. Очень благодарен этому опыту. Я именно тот человек, который согласился поучаствовать в спектакле и потом ни разу об этом не пожалел».

Оперение

За работой студии внимательно следят солидные взрослые. На премьеру приехал новый глава администрации Тольятти Сергей Анташев. О проекте Константина Хабенского в Тольятти с удовольствием говорит заместитель главы по социальному блоку Татьяна Леснякова: «Суть этой студии — не подготовка будущих профессиональных актеров. Суть — самопознание подростков, их саморазвитие. Важно понять, в чем уникальность ребенка, каковы у него творческие задатки. Важно, чтобы он мог коммуницировать с окружающими, знал, как правильно выражать чувства и эмоции, ощущать себя самоценной личностью. Если при этом еще ребенок будет ориентирован на какую-то творческую профессию, то это побочный эффект того, чем, собственно говоря, и занимается «Оперение». Константин Юрьевич нас не оставляет без внимания. Он приезжает, встречается со студийцами и педагогами. Педагоги — актеры действующих театров города, преподаватели дополнительного образования. Класс педагогов позволяет надеяться, что мы на правильном пути».

Дети — детям

Спектакль про Федота-стрельца был благотворительным. Это значит, что и дети, и взрослые, участвовавшие в создании этого театрального отчета за творческий год, хорошо осознавали, что все собранные от продажи билетов на их спектакль средства будут переданы в помощь ребятам с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.

Спектакль покажут еще не раз. Скоро он вернется на свою главную площадку — во Дворец детского и юношеского творчества, где живут и учатся быть хорошими и творческими людьми студийцы Константина Юрьевича Хабенского. Потом «Федота» повезут в Самару. И ничего, что яркая Нянька Кристины Бабушкиной к тому времени вернется во МХАТ, сообща найдена удачная форма спектакля, которая позволит менять артистов и вовлекать в творчество и благотворительность новых и новых людей.

«Форма спектакля замечательная. Ты можешь выйти прямо из зрительного зала, перешагнуть рампу и существовать уже как артист. Так же, как в жизни: перешагнуть, сделать еще один шаг и начать помогать детям».

Кристина Бабушкина, актриса Московского художественного театра им. А.П. Чехова

Наша справка

Спектакль про Федота-стрельца был благотворительным. Все собранные от продажи билетов на спектакль средства будут переданы в помощь ребятам с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.

Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru

Студия творческого развития Хабенского «Оперение»

 

 

 

 

фото: из открытых источников