Остановился и снова пошел

конвейер АвтоВАЗ
фото: Площадь Свободы

Временное прекращение работы конвейера АВТОВАЗа не отразится на зарплате рабочих.

22 июня АВТОВАЗ остановил конвейер из-за проблем с поставщиками, но не прошло и 24 часов, как сборочные линии заработали вновь. В ряде СМИ прошла информация о возникновении проблем с поставками автомобильных сидений, выхлопных систем и датчиков. И что сиденья, в частности, на завод поставляет французская компания Faurecia (дочернее предприятие концерна «Peugeot Citroen»), которая и могла устроить срыв. Однако отдельные работники АВТОВАЗа вчера утверждали, что сиденья на завод поступали без перебоев. На автозаводе не стали вдаваться в детали произошедшего, ограничившись самыми общими сведениями. Но по крайней мере подтвердили, что вышеуказанных комплектующих действительно не хватало.

– Краткосрочная остановка была вызвана сбоями в поставках сидений, выхлопных систем, датчиков. Переговоры с поставщиками обеспечили возобновление производства в 24-часовой срок, – сообщили в пресс-центре предприятия. Как заявили на АВТОВАЗе, уже вчера утром все автосборочные линии предприятия работали в штатном режиме, за исключением производства LADA 4х4, которое должно быть возобновлено сегодня, 24 июня.

– Краткосрочная остановка линий не повлияет на производственный график предприятия, – сообщили в пресс-центре. – Необходимо отметить, что ситуация в Тольятти не повлияла на работу второй сборочной площадки ОАО «АВТОВАЗ» в Ижевске: производство здесь функционирует согласно плану.

На предприятии особо отметили, что 24-часовая остановка никоим образом не повлияет на заработные платы рабочих, поскольку режим простоя не вводился. Об этом, в частности, заявил председатель профсоюза ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Зайцев. «Возникшая ситуация не повлияет на уровень зарплат в июне 2015 года, – отметил он. – Рабочие с пониманием отнеслись к краткосрочной остановке и были заняты дополнительными работами по сервису и обслуживанию производственного оборудования. Мы благодарны руководству предприятия за оперативное реагирование на проблему и ее успешное разрешение».

Интересно, что достаточно лояльную оценку действий Бу Андерссона высказал вчера и его бывший оппонент, экс-председатель профсоюза «Единство» Петр Золотарев: «Сеть поставщиков АВТОВАЗа строилась в основном из предприятий, подконтрольных его бывшим руководителям. Вся эта система была направлена не на улучшение качества автомобилей, а на безбедное существование семей этих руководителей. Бу Андерссон начал выдвигать поставщикам новые, достаточно жесткие требования; естественным образом появились и новые поставщики, потому что предприятие запускает новые модели. У меня нет информации, кто, кому и сколько раз недопоставил, но в целом политику предприятия по работе с поставщиками можно назвать обоснованной».

С Золотаревым не согласился нынешний председатель профсоюза «Единство» Игорь Витущенко: «Требования к поставщикам повышаются не по качеству, а по снижению стоимости продукции и увеличению сроков оплаты. Именно это краеугольный камень, а качество комплектующих АВТОВАЗ устраивает. На мой взгляд, Бу Андерссон относится к поставщикам так же, как к рабочим: он выжимает из них все соки, усиливает их эксплуатацию. По словам самого же Бу Андерссона, в 2014 году затраты на зарплаты рабочим по каждому автомобилю снизились с 40 тысяч рублей до 20 тысяч. То есть за год эксплуатация рабочих выросла в два раза. Цены на все растут, а рабочие получают крохи, индексацию им сделали один раз за три года. При этом 10 первых руководителей предприятия подняли себе и без того высокие гонорары на 69%. Что касается «предприятий, подконтрольных руководителям», до 2005 года АВТОВАЗ выпускал почти миллион машин в год, и всем всего хватало и недопоставок не было. Сейчас производится 300 тысяч автомобилей – и идут перебои с поставками. В чем Бу Андерссон эффективен, я не понимаю. И скорее всего, такие перебои с комплектующими продолжатся.

Интересно:

Напомним, что последний раз из-за проблем с поставщиками АВТОВАЗ останавливал конвейер в октябре 2014 года. Тогда почти на неделю встали линии Kalina и Granta. По словам президента АВТОВАЗа, поставки были сорваны 14 компаниями, в основном предприятиями ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), принадлежащими структурам «Ростеха». После того случая АВТОВАЗ решил выкупить ОАТ.

конвейер АвтоВАЗ
фото: Площадь Свободы

Евгений Халилов, “Площадь Свободы”