Основы православной культуры в школах города

С 1 сентября 2015 года десять школ и лицеев Тольятти работают в рамках эксперимента по внедрению предмета «основы православной культуры» (ОПК).

Как пояснили в департаменте образования, новый предмет носит культурологический характер, изучать его будут ученики со второго по седьмой класс, преподавание возложено в основном на учителей истории, а также русского языка и литературы. Для преподавателей ОПК в Поволжском православном институте буквально на днях открыты курсы повышения квалификации, на которых около 130 человек получат все необходимые знания и познакомятся с методикой преподавания предмета.

Среди упомянутого десятка есть школы, где уже накоплен интересный опыт проведения уроков ОПК, например, 56-я. Туда по совету специалиста департамента образования мы и поспешили, ведь духовная основа образования (согласитесь!) сегодня актуальна как никогда – целое поколение молодежи выросло на «Доме-2» и ему подобных шоу, на отупляющих компьютерных стрелялках, примерами ужасающей подростковой жестокости переполнены все СМИ. А в школе № 56 будто бы другая планета: ребята ведут экскурсии по школьному музею «Русская изба», поют и танцуют в фольклорном ансамбле «Веселый балаган», выпускают газету «Скрепка», побеждают в Международном фестивале детско-юношеской журналистики «Волга-Юнпресс» и ездят отдыхать в «Артек».

Директор школы № 56, почетный работник общего образования РФ Нина Васильевна Докучаева рассказала, что ее коллектив одним из первых в городе (с 2007 года) начал участвовать в эксперименте по внедрению нового предмета. Именно основы православной культуры стали тем стержнем, вокруг которого закипела вся воспитательная работа в школе. Оно и понятно: ни один народ мира не может жить вне традиций. Сама Нина Васильевна, как человек неравнодушный, составила родословную своей семьи и считает, что каждый человек обязан знать свои корни, чтобы не быть Иванушкой, не помнящим родства. Российская культура издревле основывалась на православии, забывать этого нельзя.

Нововведению предшествовала большая подготовительная работа, прошло общешкольное родительское собрание, на котором состоялось анкетирование, надо было собрать письменные согласия родителей на введение курса «Основы православной культуры». По словам Нины Васильевны, учителя были удивлены результатами анкетирования. В школе № 56 учатся дети разных национальностей и вероисповеданий, но практически 100 процентов родителей согласились с введением нового школьного предмета. Многие говорили: «Мы живем в русском городе, дети учатся в русской школе, поэтому русскую культуру надо знать». Нина Васильевна подчеркнула:

– Мы всегда в своей работе делали акцент на слове «культура», а основной целью развития культуры в школе является поддержка и развитие творческих инициатив самих ребят. С 2005 года в школе существует фольклорный ансамбль «Веселый балаган», через народные песни, поговорки, сказки, праздники, предметы быта и костюмы дети знакомятся с миром предков, мировоззрением и традициями.

Чуть позже, по словам Нины Васильевны, в школе появился музей «Русская изба». Была я в этом уютном, теплом помещении, обшитом деревом. Действительно, трудно оставаться равнодушным, рассматривая собранную общими усилиями экспозицию: икону середины 19-го века, старинные прялки, кружевные скатерти, салфетки, домотканое платье невесты 1905 года. Учителя-энтузиасты привозили экспонаты со всей России: Пензенской, Челябинской, Владимирской областей. Чтобы доставить старинный тяжелый комод из Самары, машину специально нанимали. Всего было собрано 278 экспонатов! Создание школьного музея, естественно, всех объединило – и учителей, и детей, и родителей.
Как отметила директор школы, уроки ОПК остаются добровольными, однако ни один ребенок ни разу с этих уроков не ушел. Естественно, после такого признания очень захотелось пообщаться с преподавателями предмета, ведь, как ни крути, роль личности учителя никто не отменял. Нина Васильевна Мельникова начала преподавать основы православной культуры в классе, где была классным руководителем. Именно она курирует работу школьного музея, подбирает репертуар для фольклорного ансамбля «Веселый балаган», организует общешкольные праздники-обряды: «Крещение», «Пасха», «Рождество», «Кузьминки». Экскурсионная тематика музея говорит сама за себя: «Символика народного быта», «Русский человек без родины не живет», «Дом вести – не рукавом трясти» и так далее. Несколько лет назад ученики школы № 56 победили в областном слете активистов школьных музеев.

Что касается уроков ОПК, Нина Васильевна говорит, что после них дети становятся другими – более добрыми, не дерутся. Ей нравится учебник, автором которого стал известный российский философ, богослов, писатель Андрей Кураев. На мой вопрос: «Что спасет мир?» – Нина Васильевна, не задумываясь, ответила:

– Доброта, она – основа нашей жизни.

– А что самое сложное при изучении ОПК?

На этот вопрос ответила почетный работник образования РФ, заслуженный учитель Самарской области Елена Апевалина, которая, кроме русского языка и литературы, преподает ОПК:

– Изучение нашего предмета не может происходить без знакомства с Библией, Евангелием, но большинство эти книги не читали. Поэтому приходится многое объяснять ребятам на примерах из жизни, из литературных произведений. Потом уже выходим к главной мысли: жить по заповедям, значит, жить по совести. А что такое совесть, дети прекрасно понимают.

– Елена Николаевна, вы говорите им правильные вещи. А вечером приходит чадо домой, где пьяный папа и очередная пошлятина в телевизоре. Получается, все ваши труды сводятся к нулю?

– Я уверена, что вовремя брошенное зерно обязательно даст всходы. Рано или поздно ребенок определится с духовным ориентиром.

– 8 лет вы изучаете новый предмет. Понятно, чему вы учили детей. А дети вас чему-то научили?

– У меня были ученики, которые по воскресеньям посещали церковную школу. И мне стало самой интересно: а что же там, в воскресной школе? Я поступила на двухгодичные катехизаторские курсы, работающие при православном институте. Много полезного вместе с детьми мы почерпнули из литературы. У нас много хороших детских писателей, забытых незаслуженно. Например, Лидия Чарская, писавшая о подростках, об Александре Невском, Сергее Радонежском. В Самаре живет писатель Николай Агафонов, по сценарию которого снят замечательный фильм «Щенок».

– Зачем, по-вашему, в школе надо изучать ОПК? – спросила я под занавес беседы у тех учениц, которые три года изучали курс, а сегодня выпускают школьную газету «Скрепка».

– Чтобы развивать в себе доброту, проявлять милосердие к другим, не быть корыстными, – ответила ученица 8а класса Виктория Захарова. Девочки буквально в один голос меня заверили, что газета способствует их саморазвитию, как и уроки ОПК, впрочем. Тематика статей «Скрепки» говорит сама за себя: история храмов, 700-летний юбилей святого Сергия Радонежского, 70-летие Победы. Сейчас вместе с учительницей Еленой Николаевной ребята собираются в село Мусорка, чтобы посмотреть, как там восстанавливается храм, хотят бескорыстно помочь местному священнику в этом благом деле. Добровольность, как известно, – главное условие трудничества.

Интересно:

На юге России ОПК изучают 65% всех четвероклассников, в Центральном округе – 50%. Реже всего ОПК выбирают в Сибири, на Урале и особенно на Северном Кавказе. Такую статистику привела Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.

несколько девочек и директор школы

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников