Он был талантлив во всем

Новости Тольятти augustnews.ru

Именем Ивана Букавшина в Тольятти хотят назвать одну из улиц

Приближается 40 дней с тех пор, как не стало самого титулованного молодого шахматиста за всю историю Тольятти и Самарской области — Ивана Букавшина. 20-летний участник молодежной сборной России, один из самых ярких шахматистов мира, ушел из жизни на взлете карьеры. «Площадь СВОБОДЫ» неоднократно писала о победах Ивана на российских и международных турнирах, а каким он был в жизни? Об этом мы беседуем с наставником Вани, директором СДЮСШОР № 4 «Шахматы» Гульнарой Салаховой в тех самых стенах, где одаренный шахматист еще считанные дни назад готовился к соревнованиям, строил планы на будущее. В ближайшие годы Ваня мог войти во взрослую сборную России и даже бороться за звание сильнейшего шахматиста планеты. Для этого у него было все.

Букавшин — уже история шахмат

— Ваня переехал в Тольятти с семьей в 2007 году, — рассказывает Гульнара Равильевна. — Ранее Букавшины жили в Ростове-на-Дону и решили перебраться в Тольятти специально для того, чтобы дать ребенку больше возможностей заниматься шахматами. Ване было 12 лет, и на тот момент он уже выделялся среди сверстников, потому что был уже чемпионом России. Почему-то в Ростове у Вани не сложились отношения с тренерами. Он хотел много заниматься, играть, но ему не хватало занятий между соревнованиями и сопровождения тренера во время соревнований. Мама Вани, Елена Ивановна, узнала, что все эти возможности есть в Тольятти. Так Букавшины переехали сюда. В Ростове у папы Вани была хорошая работа на «Ростсельмаше», мама трудилась медиком. Конечно, сменив место жительства ради увлечения сына, родители многим пожертвовали.

— С чего вообще начался интерес Вани к шахматам? У них «шахматная» семья?

— Нет, обычная семья. Мама вообще не играет и до сих пор не умеет играть в шахматы, хотя сопровождала Ваню в детстве на все турниры. А началось все, казалось бы, вполне обыденно. Когда Ване было лет 5, папа показал ему, как играть в шахматы. Ребенок загорелся игрой, довольно быстро стал обыгрывать отца. У Вани действительно был талант. Кроме чисто шахматных навыков — умения видеть доску, считать, иметь хорошую память — у него были огромное стремление к победе и работоспособность. Даже в юном возрасте он мог по 5-6 часов заниматься шахматами сам. А самостоятельная работа — это способность немногих шахматистов, этим отличаются шахматисты высокого уровня. Как рассказывала мама Вани, он мог сидеть кушать и вдруг вскочить, побежать к компьютеру, проверить какой-то ход, пришедший ему в голову… Ваня сам много работал и все время дергал тренеров, предлагая свои наработки. Понимаете, он жил шахматами. Вся эта работа не прошла бесследно, Иван Букавшин — уже часть мировой шахматной истории. Ваня применил много оригинальных решений, разыграл массу красивых партий, которые записаны, на них теперь учатся другие шахматисты.

С ним было комфортно, легко

Ваня был разносторонним шахматистом, который хорошо знал все три части партии — дебют (начало), миттельшпиль (середину) и эндшпиль (концовку), в отличие от многих шахматистов, которым даются лишь отдельные части игры. Особенно молодые шахматисты, например, не очень любят конец игры, который считается достаточно скучной частью. Гораздо интереснее разучить дебют, поймать соперника в ловушку… Ваня в этом плане был универсалом.

— Какие у Ивана были отношения со сверстниками?

— Ваня был высоким и довольно крупным парнем, поэтому он часто воспринимался как более старший товарищ среди сверстников и даже среди тех, кого он был младше. Из-за этого его часто пытались остановить взрослые в детских проделках. Вроде того: «Дети шалят, а ты-то куда?» У Вани было много друзей и в Тольятти, и в России, и по всему миру. Он был очень дружественный, интеллигентный, корректный, с тонким искрометным чувством юмора и мог поддержать любую тему разговора. С ним было комфортно, легко. Я думаю, Ваня понимал свое положение, что он на особом счету, но никогда не страдал звездностью, не пытался отгородиться от других ребят. Был очень отзывчивый, готовый поговорить, помочь другим ребятам, что бы у них ни случилось. Для младших детей он был как старший брат, никогда не отказывался поиграть с ними. У Вани были отношения с девушкой, тоже гроссмейстером. Он ездил к ней на соревнования, дарил цветы. Это были очень чистые, светлые отношения…

С удовольствием играл в футбол

Как многие современные шахматисты, Ваня любил другие игровые виды спорта, с удовольствием играл в футбол, теннис, ходил в лес, в бассейн, в тренажерный зал, катался на велосипеде. Это все нам не чуждо, более того, на сборах или на сессиях гроссмейстеров подвижные виды спорта — обязательная часть распорядка дня, как разгрузка между соревнованиями. Потому что кроме умственной работы физические нагрузки тоже нужны. Тем более шахматы сейчас немного изменились. Сейчас уже нет такого, что партия играется несколько дней, как раньше, когда шахматист мог посмотреть учебники, посоветоваться. Сейчас надо все держать в голове и играть в течение одного дня. В прошлом году одну из партий на чемпионате России Ваня играл 7 часов. У него были небольшие шансы на победу, но он смог победить. Однажды в Турции Ваня играл и выигрывал, несмотря на то, что отравился: практически всю вторую половину дня его рвало. И уже когда он прилетел в Москву, скорая забрала его в больницу. У Вани были очень большая сила духа и высокий уровень ответственности. Он не думал: «Чего напрягаться, потом отыграюсь». Он использовал все шансы по полной, был максималистом в хорошем смысле. Бескомпромиссность Вани принесла ему очень хорошие результаты в 2015 году, который стал для Вани просто феерическим. На командном чемпионате России Букавшин играл на второй доске вместе с сильнейшими шахматистами мира: Владимиром Крамником, Гатой Камским, Левоном Ароняном. Это шахматисты топ-уровня…

Второго такого уже не будет

В других игровых видах спорта Ваня тоже стремился побеждать. Но шахматы для него были чем-то особенным. Не зря шахматы называют моделью жизни. Это не просто игра как система ходов, это и психология. Мы перекладываем на доску многие жизненные моменты. Где-то надо быть спокойнее, где-то спровоцировать соперника на острую игру, на ошибку, заманить в ловушку. А Ваня еще серьезно увлекался психологией, читал книги. У него даже был момент, когда он после 10-го класса хотел поступать на факультет психологии. В отличие от многих Ваня не был узко зацикленным на шахматах. Он был действительно талантливым, необычным и интересным во всех отношениях.

— А откуда у Ивана было такое стремление побеждать?

— Это черта, с которой, наверное, надо родиться. Есть много ребят, которые хорошо видят доску, просчитывают ходы, но они не спортсмены в душе. Им страшно проигрывать, в турнирах они быстро ломаются. Или им просто интересен сам процесс создания красивой комбинации: выиграть все фигуры, а потом играть с соперником как кошка с мышкой. А Ваня был именно спортсменом, и боюсь, что воспитать второго такого спортсмена (глубоко вздыхает. — Ред.) будет практически нереально.

Ученик превзошел учителя

— У Вани были кумиры среди шахматистов?

— Боюсь обмануть на этот счет. Но Ваня прочитал все книги, которые ему рекомендовал тренер Юрий Рафаилович Якович: Гарри Каспарова, Анатолия Карпова, старых мастеров — Акиба Рубенштейна, Александра Алехина, Хосе Капабланки.

— Есть такой популярный образ: ученик превзошел учителя. Наверное, Иван обыгрывал в шахматы своего тренера. Зачем в таком случае тренер?

— В шахматах столько информации, что ее не перелопатить за всю жизнь, и тренер как раз нужен для того, чтобы отсеять лишнюю информацию и дать ученику именно то, что ему нужно сейчас. Ну и конечно, со стороны бывает виднее.

— Почему в ночь с 11 на 12 января Ваня остался один в гостиничном номере?

— Начинающие шахматисты живут в двухместных номерах, а гроссмейстеры такого уровня, как Букавшин, — в одноместных. Шахматисту высокого класса нужны условия, чтобы он мог спокойно думать, если надо, встать в любое время дня и ночи, открыть компьютер, что-то посмотреть, поговорить в скайпе. Букавшину просто постеснялись бы предложить проживание в двухместном номере. У Вани были проблемы с давлением, но достаточно давно. В последнее время все было хорошо, и в тот день он чувствовал себя, как обычно, был в хорошем настроении, улыбался. Были разговоры о том, что у Вани болела голова, но это неправда. То, что произошло, — это, наверное, все-таки, судьба. Получилось, как говорят, что Бог забирает лучших…
По словам директора школы, есть предложения учредить турнир памяти Ивана Букавшина и даже назвать его именем одну из новых улиц Тольятти. Воплотятся ли эти предложения в жизнь, покажет время.

Факт:
В свои 20 лет Иван Букавшин был неоднократным победителем и призером первенства России, чемпионом Европы, неоднократным призером первенства мира, играл за сборную России на Всемирной юношеской олимпиаде.

Цитата:
У Вани было много друзей и в Тольятти, и в России, и по всему миру. Он был очень дружественный, интеллигентный, корректный, с тонким искрометным чувством юмора и мог поддержать любую тему разговора. С ним было комфортно, легко.

Автор: Евгений Халилов, Площадь СВОБОДЫ

фото: Площадь СВОБОДЫ