Однобокий взгляд

Новости Тольятти augustnews.ru

Если вы помните, в фильме «Курьер» бабуля в споре воскликнула: «Я каждый день смотрю телевизор! У нас героическая молодежь!» Так вот, молодежь в своем досуге и творчестве старается откликаться на темы, что подбрасывает нам жизнь. Экономическая ситуация, в которой оказался наш город, заставляет экономить на всем. И тем не менее сегодня я хочу поговорить о культуре — теме, которую жесткие реалии нашего существования, как правило, оттесняют на второй план. Есть мнение, что в кризисные времена искусство переживает небывалый расцвет, выходит на новый виток, ищет новые формы. Так ли это?

Недавно в Тольятти целую неделю работала выставка, которую организаторы позиционировали как главное культурное событие зимы. Речь идет об экспозиции «Типические портреты горожан» молодого художника Алены Пешковой, вывешенной для просмотра в одном из молодежных клубов. Место для выставки, видимо, отчасти и определило сроки ее проведения, хотя это не первый случай, когда открытие экспозиции является основным днем ее посещения, так как не очень известные площадки не могут привлечь постоянный поток зрителей. Посмотреть на типичных горожан людей пришло много, особенно тех, кто был запечатлен на портретах, их друзей и т.д. Не исключено, что были и случайные посетители — и это очень хорошо.

По мнению автора, каждый человек не настолько уж уникален, как принято думать, и у жителей Тольятти есть «типические черты, которые объединяют одного человека с другим». Более четырех лет художница внимательно наблюдала за жизнью города, прежде чем представить типические образы тольяттинцев и противопоставить им портреты известных горожан. Куратор выставки Юрий Печкин считает, что эта экспозиция — важное культурное событие на стыке живописи и социологии. Предлагаю разобраться с понятиями. Живописью (и то с натяжкой) можно назвать лишь часть работ, потому что портреты «известных горожан» однозначно графичны, а коллаж» с набором типичных черт нарисованы акварелью на холсте, но смотрятся как скетчи (зарисовки с натуры). Что же касается социологии, то, как стало ясно из выступления Алены на открытии, она просто общалась со своими знакомыми, что вряд ли можно всерьез считать социологическим исследованием.

Что под диджейские сеты смотрела на выставке молодежь? Серию портретов известных горожан, выполненную в холодной «фотографической» технике. На портретах — фотомодель, предприниматель, первый преподаватель Пешковой (научивший ее рисовать), радиоведущая, танцовщица, певица, директор модельного агентства, два фотографа, другие медиаперсоны. Такой вот «срез» получился. За другие сферы нашей реальности как-то обидно даже стало. Но во второй и главной части выставки, где набор предметов (или один предмет) символизировал целый класс горожан, можно было увидеть «портрет» врача, рабочего, девушки легкого поведения, бандита-авторитета и т.д. Как рассказала художница у «портрета» рабочего (сигареты, бутылка «жигулевского», трудовая книжка), уволенному с ВАЗа ничего не остается, как сидеть, пить пиво, курить и с грустью смотреть на вернувшуюся к хозяину трудовую. «Портрет» врача содержит три вида пластыря, бейдж и книгу по анатомии. (Если вы видели врача, который сверяется с учебником по анатомии на рабочем месте, напишите, пожалуйста, автору этой статьи, как найти этого врача!) Но, пожалуй, больше всего меня поразила подпись под картиной «Древнейшая профессия» (туфли на высоком каблуке, бюстгальтер, помада, карнавальная маска!), которая безапелляционно гласит: «Вместе с безработицей и низкими заработками в Тольятти и Самарской области в местную проституцию хлынуло большое количество женщин и даже мужчин». Наша газета как раз недавно писала о том, что армия «ночных бабочек» в городе не так и велика. Видимо, у Алены Пешковой более свежая информация, однако непонятно, почему ее так удивляет наличие мужчин-проституток: разве в нашей стране у мужчин и женщин не равные права?

Предполагалось, что в «аттракционе кривых зеркал» посетители смогут увидеть свои самые яркие черты и изменить потом свою жизнь к лучшему. Надеюсь, те, кто узнал себя за набором стереотипов, выставка чем-то помогла. Отрадно уже и то, что дебют молодой художницы на выставочном поприще вызвал интерес в молодежной среде. Ведь лучше сходить на выставку и потусоваться, чем просто потусоваться. Куратор «Типических портретов горожан» Юрий Печкин заявил: «Я впервые вижу актуальное искусство, которое способно побудить к действию». В очередной раз нам предлагают выйти «за рамки обыденного», сделать себя лучше — но вот как? Если мы все такие похожие, то и рецепты должны быть для всех одни? По мне так позитивное действие тут состоит только в одном: Алене захотелось выставиться со своей идеей, и она смогла привлечь людей для осуществления проекта. И идея в общем неплоха, а воплощение оказалось слабее. Это повод двигаться дальше, учиться, вдохновлять других. Пусть лучше молодежь занимается искусством как умеет, чем просто тусуется. Это мое мнение.

Елена Кочева
Корреспондент городского еженедельника «Площадь СВОБОДЫ»