О закулисье фестиваля «Классика над Волгой»

Новости Тольятти augustnews.ru

С 28 июня по 2 июля в Тольятти пройдет восьмой фестиваль «Классика над Волгой». В течение нескольких дней любители музыки вновь смогут приобщиться к высокому искусству и услышать великие произведения в исполнении известных российских и зарубежных исполнителей. О подробностях фестивальной программы, а также о деталях организационного процесса в интервью рассказал автор идеи и директор «Классики над Волгой» Алексей Возилов.

— Как изменился формат восьмого фестиваля «Классика над Волгой»? Какие главные сюрпризы ожидают гостей?

— В этом году мы вышли на оптимальное, с нашей точки зрения, соотношение количества дней фестиваля и программ, которые будут представлены. При существующем спросе, чтобы удовлетворить интерес разной публики, пяти дней достаточно. За это время зритель увидит и классическую программу, и эксперименты, которые мы проводим каждый год. Например, один из лучших проектов в рамках фестиваля — «Ночь в опере». В этом году в его рамках впервые в Тольятти будет представлена рок-опера в исполнении солистов Большого театра. Причем речь идет о выступлении первых солистов, непосредственно участвующих в постановках Большого театра. Вместе с рок-музыкантами они будут исполнять классические оперные арии. Этот необычный эксперимент родился в Москве. Сейчас мы ведем переговоры с техническими специалистами, потому что к организации вечера предъявляются очень серьезные требования. Думаю, что в конечном итоге получится интересный для зрителей продукт. Тем более что внимание публики к этому проекту велико. По спросу у зрителей «Ночь в опере» занимает второе место после гала-концерта, который всегда проходит с аншлагом. Возможно, свою роль играет то, что экспериментальный вечер будет проходить в воскресенье. Это позволило организовать туры выходного дня. В результате на теплоходе из Самары прибудет порядка 100 туристов. Еще часть приедет автобусами. Однако большой интерес проявили и обычные тольяттинцы. Прежде всего, были раскуплены самые дорогие билеты по цене 2,3-2,5 тыс. рублей. И это удивительно. Мы понимали, что места за столиками будут стоить дороже, поскольку организацию этого дорогостоящего проекта необходимо окупать. Но то, что они будут распроданы в первую очередь, стало для нас приятной неожиданностью. Как оказалось, люди готовы платить за комфорт и цена билета на фестивальный вечер в 2,5 тыс. рублей их не пугает.

Одним из открытий фестиваля 2015 года станет участие в нем известного итальянского дирижера, принявшего российское гражданство, Фабио Мастранджело. Он очень много гастролирует, но согласился стать художественным руководителем восьмого фестиваля «Классика над Волгой». На мой взгляд, это говорит об уровне мероприятия. Маэстро хоть человек и очень веселого нрава, но весьма педантичный и скрупулезный в выборе мероприятий для своего участия. Благодаря ему среди участников фестиваля появились финалисты проекта «Большая опера», который проводил в 2014 году телеканал «Культура», а также «Чайковский-оркестр» Екатеринбургской филармонии, усиленный музыкантами из Европы. Руководить коллективом будет маэстро Энхе. Это тоже очень серьезно.

Традиционно мы не могли не пригласить к участию в фестивале тольяттинских музыкантов. В программе будет выступление симфонического оркестра городской консерватории. Как бы ни была сейчас политизирована ситуация вокруг учебного заведения, как горожанин я считаю, что пойти на этот вечер и поддержать наших молодых исполнителей необходимо. Думаю, что ребятам будет приятно. В этом году они будут выступать с молодыми внуками великих музыкантов. Среди них Константин Окуджава, Иосиф Пуриц, Даниил Коган. Все эти фамилии на слуху в музыкальном сообществе. А теперь эти ребята приезжают в Тольятти и будут выступать с молодежным оркестром консерватории. Это не может не радовать.

— На какое количество зрителей вы рассчитываете?

— Думаю, что число гостей в этом году будет примерно равно количеству зрителей прошлого года. Это порядка 4 тыс. человек. Объективная ситуация в Тольятти такова, что уровень продаж на все городские мероприятия в мае прошлого года был в два раза выше, чем в мае 2015-го. Не на 10-15%, а ровно в два раза. Это говорит о том, что покупательская способность у людей сейчас очень резко снизилась. Они отказываются от зрелищ в пользу хлеба. Я не считаю это критичным. Потому что за падением всегда следует рост. Но сейчас обстоятельства сложились так, что снижение пришлось именно на эти месяцы, что мы и видим по динамике продаж билетов на фестиваль. Есть стабильный спрос на гала-концерт, хороший спрос на «Ночь в опере». А вот на другие дни фестиваля такого активного спроса, как даже в прошлом году, мы пока не отмечаем.
Безусловно, мы используем все возможные ресурсы, чтобы представить фестиваль. Пик рекламной кампании приходится на июнь. Уже появились щиты, видеоролики и многое другое. Также стараемся по максимуму использовать рекламное пространство. В том числе и в других регионах. Многое для продвижения «Классики над Волгой» в 2015 году было сделано впервые. Например, были организованы туры на теплоходах по Волге, которые носили название фестиваля: в семи волжских городах прошли концерты классической музыки.

Кроме того, накануне начала фестиваля мы запускаем специальный проект с одной из крупных тольяттинских кондитерских компаний. В его рамках будет выпускаться линия продукции «Классика над Волгой». В частности, торты и кексы, которые будут продаваться в 100 магазинах сети.

— Кто составляет основное число гостей?

— Зритель фестиваля настолько разный. Это и родители с детьми, причем начиная с грудного возраста, и студенты. Но основная часть, на мой взгляд, это люди в возрасте от 35 до 70 лет. Что приятно, в прошлом году мы увидели среди гостей много филармонической публики. До этого она смотрела на нас несколько свысока. К тому же, в отличие от филармонии, у нас довольно высокая цена на билет. За 300-500 рублей на фестивальный вечер не попадешь. Такие цены доступны только в рамках спецпредложения для студентов при выкупе большого количества билетов.

Мы стараемся быть верными нашей главной цели — популяризировать классику среди всех слоев населения, независимо от возраста, социального положения, вкусов. Поэтому регулярно устраиваем различные акции от фестиваля — то конкурс рисунков, то оперный арт-моб в аэропорту Курумоч. В рамках арт-моба солисты Тольяттинской консерватории переоделись в штатскую одежду и внезапно исполнили отрывок из известной итальянской песни Funiculi funicula («На качелях»). Прямо в зале ожидания аэропорта.

— Насколько доходным является мероприятие?

— Мы, конечно, надеемся на доходность. Нам тоже хочется зарабатывать. Я не альтруист и этого не скрываю. Но в Тольятти существует стереотип о коммерческой составляющей фестиваля. Как часть шоу-бизнеса, мероприятие, по сути, является лотереей. Выигрыш или заработок зависит от многих факторов. В том числе от погоды, настроения в обществе, ситуации в городе, интереса публики. В 2014 году мы заработали 150 тыс. рублей. Для фестиваля подобного уровня это смешно. Заработать столько же можно, проведя хорошую свадьбу. Причем это не потребует таких вложений и труда.

— Во сколько обходится организация фестиваля? Кто несет на себе главные расходы?

— Смета фестиваля давно уже перевалила за 3 млн рублей. Организатором проекта является компания «Глория», которая и несет на себе все расходы. Все риски лежат на нас. Чтобы собрать эти средства, нужно очень большое терпение и уверенность в том, что тебе не придется продавать квартиру, чтобы рассчитаться со всеми долгами. Такое тоже бывает. Мы не ставим перед собой задачи обогатиться. Но и не предполагаем продавать имущество, чтобы покрыть расходы на фестиваль. Это вполне коммерческий проект.
В этом году нам повезло, корпорация «Тольяттиазот» нашла возможность нас поддержать, став генеральным партнером фестиваля. Они помогли снять существенную часть обременений. Раньше такого было. Одно время мы получали поддержку от банков, но сейчас эта практика прекратилась. Мы ведем переговоры лишь о том, чтобы они выкупали билеты для своих сотрудников, партнеров, а также определенных групп населения.

Кроме того, хочется искренне поблагодарить тех партнеров и друзей «Классики над Волгой», которые на протяжении всей истории проведения фестиваля остаются рядом.

— Отразилась ли на смете расходов нестабильная экономическая ситуация?

— Безусловно. Но давать окончательную оценку, думаю, можно будет не раньше июля. По окончании фестиваля.

— Предусмотрена ли выплата гонораров артистам?

— Для некоторых да, а для некоторых — нет. Всё зависит от договоренностей. Некоторые музыканты, понимая, что речь идет о фестивале, соглашаются принять участие либо за минимальный гонорар, либо и вовсе бесплатно. Причем даже иностранные артисты. Некоторые участники едут за определенным заработком. Но ведь мы можем их и не приглашать. Это наш выбор. Мы считаем экономику фестиваля и реально понимаем, сколько можем вложить.

Размер гонорара очень разный. Одно могу сказать точно: за большие гонорары мы никого не берем. В 2014 году велись переговоры с Монтсеррат Кабалье о том, чтобы она приехала на фестиваль со своей дочерью Монситой. Активная фаза пришлась на конец года. Когда курс валют резко вырос и размер гонорара увеличился вдвое, мы были вынуждены отказаться от этой идеи, поскольку понимали, что собрать таких денег просто не сможем. Как бы ни хотелось.

— Насколько охотно на участие в фестивале соглашаются известные столичные и зарубежные театры, музыканты, исполнители?

— Без всяких проблем. Публика, выращенная в консерваториях, априори интеллигентная. Чем мне и нравится. За 18 лет своей работы в шоу-бизнесе мне довелось увидеть многое. Я работал с огромным количеством артистов. Могу сказать, что те люди, с которыми мне приходится общаться сейчас, мне безумно приятны. Кроме того, несмотря на то что Россия — страна большая, этот круг не так велик. Общаясь с музыкантами в разных городах и упоминая фестиваль «Классика над Волгой», выясняю, что так или иначе о нем все слышали или знают.

— Были ли в вашей практике отказы?

— Нет. Мне не довелось сталкиваться с такими людьми. Но, честно говоря, мы и не замахиваемся на тех, кого пригласить пока не можем. Например, конечно, можно было бы пригласить Валерия Гергиева. Он знает о нашем фестивале и в прошлом году приветствовал его проведение. Но я знаю, что в это же время у него идет фестиваль «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. Кроме того, приглашать его все же следует не одного, а с оркестром Мариинского театра. Понимая, что это будет довольно тяжело, в том числе и финансово, мы пока не реализуем эту идею. Думаю, что до этого надо дорасти. То же самое можно сказать и в отношении приглашения Владимира Спивакова. Мне кажется, все должно сложиться естественно. Всему свое время. Я не спешу сразу созвать всех звезд.

— Кого еще из музыкантов или исполнителей вы хотели бы видеть в числе участников фестиваля?

— Кроме упомянутых Валерия Гергиева и Владимира Спивакова, я с удовольствием увидел был в числе участников «Классики над Волгой» Дениса Мацуева, Анну Нетребко, Дмитрия Хворостовского. Думаю, что любой фестиваль мира был бы рад увидеть этих музыкантов на своей сцене. Но у нас есть время, чтобы все они рано или поздно приехали в Тольятти. Чем старше становится фестиваль, тем богаче становится его история и традиции. Чем больше историй появляется вокруг фестиваля, тем больше шансов на то, чтобы все лучшие музыканты мира стали его участниками.

Елена Фалькова, общественно-политическое издание “Постскриптум”