Новый термин «обманутые автомобилисты» входит в лексикон

Новости Тольятти augustnews.ru

Если раньше ажиотаж поднимался вокруг обманутых дольщиков и вкладчиков, то теперь дело дошло до обманутых автолюбителей. Такой термин с недавнего времени появился в лексиконе жителей Самарской области. В ноябре 2014 года компания «АЗР Моторс Самара» потеряла статус официального дилера «Рено», а в декабре салон закрылся, оставив покупателей без машин и без денег. После этого в адрес правоохранительных органов стали поступать заявления с просьбой возбудить уголовное дело по факту мошенничества. Поначалу люди в погонах отчего-то не торопились вникать в ситуацию, но депутат Государственной думы РФ Александр Хинштейн все-таки добился того, что бы полиция обратила внимание на этот конфликт и вмешалась. В итоге уголовное дело по ч.3 ст.159 УК РФ «мошенничество» возбудили.

6 февраля состоялась встреча пострадавших клиентов ООО «АЗР Моторс Самара» с депутатом Госдумы Александром Хинштейном. Мы выяснили подробности этого громкого дела.

Разница – в деталях

– Моя семья хотела приобрести автомобиль, – рассказывает Ирина Львовская, одна из пострадавших. – Машина стояла в салоне и, как нам сказали, нужно было только дождаться получения паспорта транспортного средства (ПТС). Поскольку это практикуется многими автосалонами, мы, не раздумывая, оформили кредит и заплатили деньги. Однако ПТС не пришел. Мы требовали объяснений, но внятного ответа не получили. Впоследствии оказалось, что нашу машину увезла в неизвестном направлении компания ЗАО «Рено Россия», несмотря на наложенный судом арест.

Суть претензий, которые высказывали пострадавшие клиенты автосалона, сводилась к тому, что «АЗР Моторс» – официальный дилер «Рено» и в договоре прописано: при возникновении подобных ситуаций дилер и представительство компании в России должны самостоятельно искать из них выход. В данном случае они этого не делают, и клиенты пытаются вернуть машину или деньги собственными силами. Пока, увы, безуспешно.

Почти так же дела обстоят у всех обманутых покупателей, а их 90 человек. Истории почти не отличаются друг от друга. Разница лишь в обстоятельствах и внесенной сумме.
Например, Ольга потеряла всего 75 тысяч рублей. Хотя эти деньги можно назвать «небольшими» лишь с натяжкой.

– Я только первоначальный взнос сделала, – вспоминает Ольга. – Мне повезло, конечно. Ведь кто-то вообще полную стоимость машины оплатил – 400 тысяч рублей. Слава богу, что я не успела взять кредит. А то бы так же, как многие из нас, сейчас платила за воздух. Я писала заявление, пытаясь вернуть деньги, и слышала только: «В кассе сейчас нет средств». А потом салон и вовсе закрылся. Я уже почти смирилась. Неужели на это беззаконие нельзя найти управу?

Ольга все же добилась своего: купила заветный автомобиль, но в другом салоне. Впрочем, далеко не у каждого клиента «АЗР Моторс» теперь есть возможность приобрести машину у другого дилера. Подавляющее большинство пострадавших – пенсионеры и бюджетники. Поскольку автомобиль, даже если он экономкласса, удовольствие не из дешевых, зачастую граждане копят на него многие годы. Наконец, собрав необходимую сумму, они приходят в автосалон, имеющий, казалось бы, неплохую репутацию, делают первый взнос или оплачивают полную стоимость машины, и ждут. Месяц, два, полгода… Но заветного транспортного средства все нет и нет. Деньги заплачены, только вот ездить почему-то приходится на общественном транспорте. Да еще и выплачивать кредит…

Смех сквозь слезы

Несмотря на то, что ситуация плачевная, а перспектив пока никаких, пострадавшие не унывают. Представитель инициативной группы обманутых автомобилистов Анжелика Наумова не теряет оптимизма и даже старается иронизировать:

– Вряд ли мы – обманутые автолюбители, скорее, внебрачные дети «Рено». Мы полностью доверились этой компании: машину покупали у официального дилера, многие брали кредит в «РН Банке» (Банк Альянса автопроизводителей «Рено»-«Ниссан» – прим. авт.) Еще откуда-то взялась компания «Рено Россия», хотя про нее никто даже не упоминал.

Действительно, по словам женщины, то, что собственником транспортных средств является «Рено Россия», не было прописано в договоре. Есть покупатели – физические лица, есть продавец – «АЗР Моторс», есть завод-изготовитель – «Рено Россия» АВТОФРАМОС».

– Можете представить, – продолжает Анжелика, – каково было мое удивление, когда 12 декабря позвонили из «РН Банка» и сказали, что мою машину вывозит «Рено Россия». Я приехала в «АЗР Моторс» – наши автомобили уже погружали. Естественно, я пыталась выяснить, что происходит. Исполнительный директор компании любезно пояснил, что мы, оказывается, никто: договоры фиктивные, потому что здесь хозяин – «Рено Россия». 12 декабря машины увезли в Тольятти, а 15-го выставили на продажу. К счастью, на некоторые автомобили суд успел наложить арест, и их сняли с продажи до выяснения обстоятельств. 27 декабря «Рено Россия» увозит оставшиеся машины. Есть непроверенная информация, что арестованные автомобили уже продали в Волгограде. В итоге «продоверились» мы.

Когда Фемида бессильна

Виновных в сложившейся ситуации ищут давно. Многие ждут своих машин с марта 2014 года (то есть уже почти год). Пострадавшие сначала пытались разобраться с автосалоном. Но менеджеры на претензии не отвечали, а до генерального директора ООО «АЗР Моторс» Владимира Колинченко дозвониться никто не смог.

– Нас все «завтраками» кормили, – жалуется Анжелика Наумова. – То говорили – во вторник позвонить, то в пятницу. Так мы с ним и не связались. Потом узнали о существовании «горячей линии» «Рено России», но там нам тоже только обещали: мол, запрос сделают и ответят. Конечно, никакую информацию мы не получили.

Граждане пытались найти защиту и в суде. Иски были удовлетворены: пострадавших признали собственниками приобретенных автомобилей, а ответчика обязали выплатить ущерб. Только результата пока нет – спрашивать-то, по сути, не с кого.

Я – не я, и лошадь не моя

Представители «АЗР Моторс» тоже не могут сказать ничего конкретного. Адвокаты Колинченко предполагают, что всему виной отзыв лицензии «Волжского Социального Банка» («ВСБ»).
-У компании были кредиты в этом финансовом учреждении, – объясняет Наталья Сухова, адвокат г-на Колинченко, которая присутствовала на этой встрече. – И в залог она оставила имущество, в том числе предназначенное для продажи. В ноябре 2013 года Владимир Михайлович (Колинченко, – прим. авт.) выплатил 22 миллиона, следовательно, машины должны были вернуться к нему. Однако «Агентство по страхованию вкладов» после банкротства ООО «ВСБ» не признало погашение кредита. И с имущества, находящегося в залоге, не сняли обременение. Получается, эти денежные средства выпали из оборота. Мы считаем, что основная проблема в этом.
На вопросы, какое право Колинченко имел оставлять в залог проданные машины и куда делись деньги клиентов, если к этому времени «ВСБ» уже не работал, адвокаты толком ответить не смогли:
– Мы же представляем его интересы только в деле по «Волжскому Социальному Банку», поэтому нам трудно сказать, что было потом.
У самого Владимира Колинченко спросить об этом не получилось: он не пришел на встречу, поскольку находится в больнице. По словам граждан, директор «АЗР Моторс» охотно идет на контакт, правда, толку от этого никакого.

Хэппи энд?

Пока неясно, каким будет финал истории. Что вернут пострадавшим – машины или деньги? Да и вернут ли? Хотя вряд ли деньги полностью устроят граждан: едва ли сегодня на затраченную сумму можно купить автомобиль такого же класса. Если «Рено Дастер» в базовой комплектации стоил в середине года около 400 тысяч рублей, то теперь он стоит 609 тысяч. «Рено Логан» подорожал примерно на 100 тысяч рублей.
Александр Хинштейн обещал гражданам, что дело будет двигаться дальше.

– Во-первых, мы начнем переговоры с банками, в которых кредитовались вкладчики, – резюмировал парламентарий. – Во-вторых, нужно работать с руководством «Рено России», правда, аккуратно, чтобы не нанести ущерб «АвтоВАЗу», с которым компания тесно сотрудничает. Ну, и, в-третьих, будем лично разговаривать с господином Колинченко, объясним ему всю серьезность сложившейся ситуации. Я, например, вижу все основания для заключения его под стражу. В общем, из больницы ему скрыться не удастся, он будет под контролем.

Комментарии:

Дмитрий Блохин, начальник управления МВД по городу Самара:
– Единственным учредителем ООО «АЗР Моторс» является гражданин Колинченко. Он несет полную ответственность за происходящие события. В настоящее время он находится в лечебном учреждении, в минувшую среду его прооперировали. Был допрошен его лечащий врач, который пояснил, что в течение десяти дней с Колинченко нельзя проводить следственные действия. После для него будет избрана адекватная мера пресечения. Не могу согласиться с тем, что мы услышали от адвокатов гражданина Колинченко. Даже по результатам первоначальных следственных операций очевидно: были допущены грубейшие нарушения закона с целью завладения денежными средствами граждан. В настоящее время наряду с первоочередной задачей расследовать уголовное дело на повестке дня стоит возмещение гражданам материального ущерба. Пока у нас 73 заявления от пострадавших.

фото: “Самарские известия”

Мария Шестерикова, “Самарские известия”