Новые налоги ударят по самым бедным

Новости Тольятти augustnews.ru

С 1 января 2015 года вступает в силу новая норма Налогового кодекса, согласно которой налог на имущество физических лиц исчисляется от кадастровой стоимости жилья.

Тольяттинская пресса сообщает, что минфин Самарской области рекомендует муниципалитетам устанавливать максимальную ставку нового налога на имущество в размере 0,3% от кадастровой «цены» жилого объекта и не издавать широкий перечень льгот для плательщиков налога.

Процесс принятия нового закона о налоге на имущество оказался сложным и запутанным. В первом чтении Госдума утвердила налог на недвижимость, взимаемый по ставке 0,1% от стоимости жилого объекта до 300 миллионов рублей, свыше 300 миллионов – ставка 0,5%. В Тольятти (и не только) объектов стоимостью более 300 миллионов рублей мы не нашли. А это значит, что вместо прогрессивной шкалы ставок налогообложения, действующей сегодня, в первом чтении была утверждена по сути твердофиксированная ставка. Всем поровну, как и по налогу на доходы физических лиц. Бу Андерссон с зарплаты в 22 миллиона рублей и уборщица с зарплаты в 7 тысяч платят по 13% (спасибо Центральному банку, который валютным курсом догоняет наших миллионеров, правда, опять за наш счет).

Во втором чтении проект закона был кардинально изменен. Вернулись к налогу на землю. Налог на недвижимость снова назвали налогом на имущество.

Что-то происходит с нашими депутатами. Может быть, депутаты – владельцы дорогой недвижимости оказались в меньшинстве? Или депутатское большинство понимало, что за антинародную налоговую политику придется держать ответ, поэтому галантно переложило ответственность на муниципалитеты, предоставив им право самим «уменьшать налоговые ставки  до нуля или увеличивать, но не более чем в три раза».

На дорогую недвижимость установили максимальную ставку 2%. При этом  законодатели «допускают установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта» (пункт 5 статьи 406 закона). То есть будет у нас прогрессивная система налогообложения или циничная уравниловка – решать местным органам власти.

Но тут-то и начинаются проблемы. О стагнации бюджетной системы в России сегодня не говорит только ленивый. Дело в том, что более половины местных бюджетов в Российской Федерации – дотируемые. В частности, Тольятти получает из вышестоящих бюджетов более 5 миллиардов рублей. Установление плоской максимальной ставки 0,3% по налогу на имущество (как советует минфин области), безусловно, повысит поступление местных налогов в казну Тольятти и соответственно (на следующий год) снизит дотацию из вышестоящих бюджетов. То есть рост местных налогов не увеличивает объем местного бюджета, но сокращает расходы региональных бюджетов.

Местным органам власти от этой налоговой реформы только «навар от яиц» – одни проблемы: рост недоимки, кредитов и процентов за кредит, увеличение расходов на администрирование налогов. Но главное – надо будет, с одной стороны, понять и простить минфин и губернатора Самарской области, с другой – объяснить народу, как власть ухитрилась за 22 миллиарда бюджетных рублей оценить имущество многих россиян в разы дороже рыночной стоимости? Не верите? Это пока не знаете.

Кадастровая стоимость – это та же рыночная стоимость, но определенная методами массовой оценки. Для того чтобы кадастровая цена могла называться справедливой, ее результаты должны быть близки по значениям к рыночной стоимости объекта. Но никаких правовых требований о тождестве этих оценок не существует. Поэтому на практике часто результаты кадастровой и рыночной оценок сильно не совпадают.
Тольятти – пока еще не Детройт, но рынок недвижимости последние годы стагнирует. Для иностранцев здесь строят новые благоустроенные, современные дома и поселки, поэтому продать старый жилой дом или не очень старую трешку сложно. Рыночная цена такой недвижимости копеечная, а кадастровая соответствует стоимости элитных квартир.

Например, кадастровая цена нашей «сталинки» в 5 раз выше рыночной цены. Соответственно налог (с учетом льгот) будет завышен в 8 раз.

Нет! Справедливости ради необходимо заметить, что законодатели, предчувствуя наши возмущения, предусмотрели в законе порядок оспаривания кадастровой стоимости в суде или в комиссии Росреестра.  К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости надо приложить документы, в том числе положительное экспертное заключение, стоимость подготовки которого в несколько раз превышает необоснованно завышенный налог на имущество.

Учитывая неподъемную стоимость наших прав, я, налоговик с 30-летним стажем, советую вам, дорогие земляки, ориентироваться на старые, жизнью проверенные методы ухода от налогов. В науке они называются методами оптимизации налогообложения.

Заблаговременно переоформляйте недвижимость на пенсионеров. Мы не москвичи, перечень наших объектов недвижимости как раз соответствует новой льготе, которая «предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида», то есть одной квартиры, одного жилого дома стоимостью до 300 миллионов рублей, одной дачи, одного гаража.

Местным органам власти желаю терпения. Не промахнитесь, господа. Уравниловка по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) уже загнала бюджетную обеспеченность населения  России на 67-е место в мире (после Гондураса).  В отличие от НДФЛ и страховых взносов, которые без нашего согласия от имени работодателей удерживаются из нашей зарплаты, налог на имущество мы станем платить из кошелька, а значит, будем считать…

Фото: hremarageng.ucoz.ru

Любовь БУКАТИНА, кандидат экономических наук. Газета «Вольный город»