Немного истории: В 1969-1970 годах главный конструктор ВАЗа В. С. Соловьёв предложил разработать вседорожник для жителей сельских районов. Летом 1970 года председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил перед коллективами ВАЗа, АЗЛК и Ижмаша задачу создать автомобиль повышенной проходимости с комфортом массовых легковых моделей. Конструкторы ВАЗа начали разработку документации летом 1971 года, а уже в апреле 1972 года был изготовлен первый опытный образец. В интервью журналу «Итоги» создатель «Нивы» Пётр Михайлович Прусов рассказал, что автомобиль назвали в честь детей Прусова — Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа В. С. Соловьёва — Вадима и Андрея. В 1972 году созданы первые ходовые прототипы Э-2121 (так называемые «носители агрегатов»), в 1973 году объявлено о подготовке к серийному производству. В 1974 выпущены первые 15 предсерийных образцов, а к XXV съезду КПСС в марте 1976 года изготовлена вторая партия — ещё 50 машин. Эти машины прошли полный цикл испытаний, в том числе пробег по Уралу и Предуралью. Для сравнения с моделями-конкурентами специалисты воспользовались британскими Land Rover и Range Rover, а также УАЗ-469. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписан 31 июля 1975 года.

Первый серийный образец ВАЗ-2121 сошёл с конвейера ВАЗа 5 апреля 1977 года. Вскоре после запуска конвейера производственный план на полноприводный автомобиль увеличили с 25 000 машин в год до 50 000 автомобилей, а далее — до 70 000 единиц именно вследствие успеха на экспортных рынках. К 1981 году были планы увеличения производства до 100 000 единиц, но помешал второй нефтяной кризис. В начале 1980-х около 80 % выпущенных автомобилей стали отправлять на экспорт, кстати, НИВА стала единственным советским автомобилем, который продавался в Японии. В 1977—1979 годы НИВА стоила около 9000 руб., в 1979—1984 годы 10 300 руб., огромная по тем временам сумма.

Помимо Тольятти, НИВЫ также собирали в Луцке (Украина) и в Усть-Каменогорске (Казахстан)

Альтернативный макет закрытого цельнометаллического варианта внедорожника, разрабатываемого на ВАЗе

Полномасштабный пластилиновый макет, 1972 год.

Полномасштабный пластилиновый макет, вид сбоку, 1972 год.

Лето 1973 года, образцы второй серии 2Э2121. Это ещё не совсем Нива, но уже и не крокодил (образец № 1 перед отправкой в Москву).

Вид сзади: Лето 1973 года, образцы второй серии 2Э2121

Такими предстали образцы третьей серии перед государственной комиссией в начале января 1974 года.

Экспериментальные машины АвтоВАЗа

Машина обрела свой окончательный облик.

Первая опытно-промышленная партия ВАЗ-2121, февраль 1976 года.

АвтоВАЗ готовится представить юбилейную версию Lada 4×4 Anniversary

Первая серийная НИВА на конвейере ВАЗа, 5 апреля 1977 года.

Первая серийная НИВА на конвейере ВАЗа, 5 апреля 1977 года.

Валерий Семушкин (дизайнер НИВЫ) и Марк Демидовцев 5 апреля 1977 года.

Новая LADA 4×4 – дизайн и проходимость

Новая LADA 4×4 с кондиционером

НИВА на выставке "Автопром-84".

Немецкая реклама Нивы.

НИВА в рекламных съёмках 1980-х. Владивосток, фото С. Казаков.

НИВА в рекламных съёмках 1980-х

НИВА в рекламных съёмках 1980-х, Узбекистан, фото Стаса Казакова.

НИВА в рекламных съёмках 1980-х. Владивосток, фото С. Казаков.

«Прощай Нива»

НИВА на полуострове Копылово, Тольятти.

Удлиннённый вариант НИВЫ (2129).

НИВА с пассажирским прицепом.

НИВА для ралли.

НИВА для МЧС.

НИВА Марш отправляется на Северный полюс, 1999 год.

НИВА Марш на Северном полюсе, 1999 год.

GM-AVTOVAZ: Новая НИВА (NEW NIVA) — фотообзор

 

АвтоВАЗ может возобновить производство под брендом Niva

Аварийная газовая служба на базе НИВЫ.

Второе поколение Chevrolet Niva: что нового

Презентация: LADA 4×4 Urban — современный внедорожник

Инкассаторская НИВА.

НИВА пикап.

Автомобиль АНТЕЛ на базе НИВЫ, на топливных элементах. За счет химической реакции между водородом и кислородом выделялась электроэнергия, которая двигала автомобиль.

2-х миллионная ЛАДА 4х4, сошедшая с конвейера ВАЗа, 12 марта 2013 года.

LADA 4х4 URBAN.

Lada 4×4: 40 Anniversary — особая версия модели

Фото разместил тольяттинский фотограф Вадим Кондратьев.

фото: из открытых источников