Недвижимость: Только при участии нотариата

руководитель Управления Росреестра по Самарской области
фото: Площадь СВОБОДЫ

С 1 января 2016 года нотариусы обязаны участвовать в некоторых сделках с недвижимостью и земельными участками.

Кризис кризисом, а рынок недвижимости в Самарской области по-прежнему стабилен. Почему это происходит? Кто и как пытается обойти закон, чтобы легализовать самовольные постройки? И почему количество желающих бесплатно приватизировать жилье не снижается? Об этом на страницах «Площадь СВОБОДЫ» рассказывает руководитель Управления Росреестра по Самарской области Вадим Маликов.

— Вадим Владиславович, как изменился рынок недвижимости в Самарской области в 2015 году?

— В 2015 году мы приняли почти 678 тыс. заявлений. Это на 9% меньше, чем в 2014 году. Погрешность связана не только с небольшим спадом активности на рынке, но и с изменениями в законодательстве, по которым некоторые сделки больше не подлежат регистрации. В общем, можно сказать, что с 2009 года мы наблюдаем достаточно ровную ситуацию: каждый год видим примерно одинаковый уровень по числу обращений.

— Заявления подаются только в Росреестр и только в бумажном виде?

— Не только. Росреестр на 100% реализовал все четыре вида своих базовых услуг в электронном виде. Предоставление информации из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН), подача заявлений на кадастровый учет и подача заявлений на государственную регистрацию прав — все эти услуги предоставляются и по Интернету. Параллельно идет процесс развития МФЦ. Услуги Росреестра в их работе в 2015 году заняли 84%. В целом статистика прошлого года такова: 51% заявлений на услуги в сфере недвижимости поступили в МФЦ, 36% — в кадастровую палату, 13% — непосредственно в Росреестр. То же самое — по запросам о предоставлении информации из ЕГРП и ГКН: 69% из них были обработаны через МФЦ.

— С каким объемом информации работает ваше ведомство?

— На сегодняшний день наша база насчитывает более 2,5 млн объектов недвижимости и более 8,5 млн записей о правах, ограничениях и пр. Это колоссальный объем информации. Структура следующая: 51% — жилье, 38% — земельные участки, 10% — нежилая недвижимость, 1% — прочие сооружения. Приведу еще несколько цифр: 52% зарегистрированных в Самарской области прав — это индивидуальная собственность, 43% — общедолевая собственность, 4% — общая совместная собственность, то есть имущество супругов, и 1% — иные виды прав, такие как постоянное пользование, хозяйственное ведение, безвозмездное пользование, бесхозное имущество и сервитуты.

— Вадим Владиславович, правда ли, что с нового года некоторые сделки с недвижимостью могут производиться только при участии нотариусов?

— Вы правы, такая новелла в законодательстве есть, в силу она вступила как раз 1 января 2016 года. Речь идет о том, что для некоторых видов сделок, в том числе и в рамках общедолевой собственности, на всей территории РФ введена обязательная нотариальная форма.

— Какие виды сделок подпадают под новый закон?

— Прежде всего сделки по продаже доли в праве общедолевой собственности постороннему лицу. Например, есть квартира, которой владеют несколько собственников. Традиционно это семья — мама, папа и ребенок. Если сделка проходит внутри этих сособственников, то нотариальная форма необязательна. Но если идет отчуждение доли постороннему лицу, если мама и папа остаются, а ребенок вырос и решил продать свою долю квартиры на сторону, вот здесь законодатель установил обязательную нотариальную форму сделки. То есть нотариус должен проверить, нет ли нарушения прав других сособственников. Например, не ущемлены ли права родителей, которые имеют право выкупить долю за сумму, которую предложит им ребенок. Эта норма уже прописана в Гражданском кодексе РФ и теперь благодаря новелле в законодательстве должна еще и скрупулезно отслеживаться нотариусом.

— Земля в нотариальный перечень входит?

— Безусловно, сделки по продаже земельной доли также подлежат обязательной нотариальной проверке. Кроме того, норма распространяется на сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления и опеки, а также сделки по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, который признан ограниченно дееспособным. Наконец, через нотариуса должны проходить соглашения о разделе общего имущества, нажитого супругами в браке.

— Прежде чем идти к нотариусу, граждане должны собирать какие-то дополнительные справки и документы?

— Необязательно. В 2015 году вышел закон, который обязывает нотариусов самостоятельно запрашивать и получать информацию из ЕГРП, а также дает нотариусу либо его помощнику возможность подавать документы на государственную регистрацию прав. То есть, придя к нотариусу, можно получить весь комплекс услуг и через время получить уже готовый пакет документов со свидетельством о государственной регистрации прав. Более того, нотариусы не должны посылать заявителей за получением каких-либо дополнительных справок. И взаимодействие здесь тоже налажено. Нотариат является вторым по объему получателем информации из ЕГРП в Самарской области. Порядка 32 тыс. выписок, или 24% от их общего количества — информация в электронном виде, которую получают нотариусы.

— Какие сделки чаще всего регистрировались в 2015 году?

— На первом месте традиционно находятся договоры купли-продажи — 16%, договоры долевого участия — 15%, акты органов власти — 14%, решения судов — 13%, наследство — 11%, приватизация — 9%.

— Как обстоят дела с дачной амнистией?

— В объеме всех сделок дачная амнистия в 2015 году составила 8%. Здесь надо констатировать определенное изменение работы и практики. Мы интенсивно выявляем факты, когда под тезисом закона о дачной амнистии недобросовестные правообладатели хотят легализовать объекты, которые под дачную амнистию никак не подходят. Это и многоквартирные дома, и дома блокированной постройки, и даже промышленные объекты на землях, выделяемых для садоводства и индивидуального жилищного строительства. С этим мы боролись и боремся и на этапе кадастрового учета, и на этапе государственной регистрации прав. Более того, уже можно четко сказать, что абсолютно установлена судебная практика. В 86% случаев обжалования наших действий по этой категории, когда мы отказываем в регистрации по причине несоответствия объекта недвижимости дачной амнистии, суды встают на сторону Росреестра. Для легализации таких объектов существует иной механизм. Есть административные процедуры, органы местного самоуправления, которые могут и должны заниматься своей непосредственной работой — вводить в эксплуатацию эти объекты, выдавать разрешения и пр. Этот порядок никто не отменял.

— А что с приватизацией жилья?

— Цифра здесь практически не изменилась: 20437 договоров в 2015 году против 21 тыс. договоров в 2014 году. Ситуация стабильная. Хотя закон о бесплатной приватизации жилья — долгожитель, в этом году ему исполняется 25 лет, но тем не менее ежегодно находится порядка 20 тыс. человек, которые желают оформить квадратные метры в собственность. Кто сюда входит? Конечно, это те, кто все-таки надумал. Но их меньше и меньше. Как правило, в основном с заявлениями приходят лица, которые не имели раньше права приватизировать жилье либо получили социальные квадратные метры только сейчас. Это и многочисленные группы военнослужащих, и те, кто получает социальное жилье по программе переселения из аварийного и ветхого жилфонда. Для этих лиц вопрос приватизации останется даже после того, как закон о бесплатной приватизации перестанет работать. Сейчас идет дискуссия, и уже сказано, что еще на год закон продлевается. Но это будет последнее продление. После этого останется только льготная категория лиц, которая получит право на бесплатную приватизацию. Я думаю, это максимально справедливое решение, которое когда-то должно быть реализовано.

Наша справка

«Долевка» держит уровень

В 2015 году Росреестр Самарской области зарегистрировал 18175 договоров долевого участия в строительстве.

Небольшой спад в этом сегменте специалисты объясняют пиком спроса на «долевку», который был зафиксирован в конце 2014 года, когда в воздухе только замаячил новый экономический кризис. Тогда жители региона ринулись вступать в долевое строительство, и начало 2015 года по этим сделкам оказалось «пустым».

В Росреестре также отмечают: 84% заключаемых договоров долевого участия в строительстве приходится на Самару и Волжский район, 12% — на Тольятти, 4% — на остальные муниципальные образования региона.

Цитата

Под тезисом закона о дачной амнистии правообладатели пытаются легализовать многоквартирные дома и промышленные объекты.

С 1 января 2016 года некоторые сделки с недвижимостью производятся только при участии нотариата.